К делу №а-4566/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «22» ноября 2023 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению ФНС России по <адрес> о признании задолженности по налогам и пени безнадежной ко взысканию, списании суммы налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Майкопский городской суд с административным иском к УФНС России по <адрес>, в котором просит признать безнадежной к взысканию задолженность, числящуюся за ФИО1 по недоимке по налогам и пени, в том числе по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года налог в размере 7 020 руб., пени в сумме – 39,78 руб., по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 448 руб., пени в сумме – 183,87 руб., а всего на общую сумму 39 691 руб. 65 коп., обязать УФНС России по <адрес> списать недоимку по указанным видам налогов и пени в установленном законном порядке, привести карточку расчета с бюджетом в соответствие, исключив сведения о наличии задолженности по уплате взносов на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ налог в размере 7 020 руб., пеню в сумме – 39,78 руб.; по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 448 руб., пеню в сумме – 183,87 руб., а всего на общую сумму 39 691 руб. 65 коп.
Административный иск мотивирован тем обстоятельством, что в настоящий момент за административным истцом по данным налоговой инспекции числится задолженность по оплате взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и пеня с ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 39 691 руб. 65 коп.
Административный истец не согласен с указанной задолженностью, указывая, что по состоянию на дату предъявления административного иска, Управление ФНС России по <адрес> утратило право на получение вышеуказанной задолженности на основании вступившего в законную силу Решения Майкопского городского суда от 08.02.2023г. по делу №а-364/2023, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 7 020 руб., и пени в сумме – 39,78 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 32 448 руб., и пени в сумме – 183,87 руб.; а всего на общую сумму – 39 691,65 руб.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Решение Майкопского городского суда от 08.02.2023г. по делу №а-364/2023 оставлено без изменения.
В судебное заседание административный истец ФИО1, не явился. Просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления ФНС России по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его учасятия.
В порядке ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке. Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Частями 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен порядок списания, понятие и признание безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в личном кабинете налогоплательщика ФИО1, а также письменным пояснениям ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1, числится задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ налог в размере 7 020 руб., пеня в сумме – 39,78 руб.; по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 448 руб., пеня в сумме – 183,87 руб., а всего на общую сумму 39 691 руб. 65 коп.
Указанная задолженность начислена административному истцу налоговым органом, как состоящему на налоговом учете в качестве адвоката, являющегося плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Майкопского городского суда от 08.02.2023г. по делу №а-364/2023, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 7 020 руб., пени в сумме – 39,78 руб.; - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 32 448 руб., пени в сумме – 183,87 руб.; а всего на общую сумму – 39 691,65 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица относящиеся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Таким образом, в отношении ФИО1 не может быть взыскана задолженность по недоимке страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, пени, числящаяся с ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму – 39 691,65 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании указанной задолженности по оплате недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, включая начисленную пеню с ДД.ММ.ГГГГ, а всего в сумме 39 691,65 руб. безнадежной ко взысканию, обязав административного ответчика списать недоимку по указанным видам налогов с административного истца.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и данная возможность не утрачена.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что возможность принудительного взыскания с административного истца задолженности по уплате недоимки страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, налоговым органом утрачена, сумма пени, начисленная на сумму задолженности по недоимке по указанным налогам, также является безнадежной к взысканию.
В связи с чем, административный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Hуководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 020 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 39,78 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 448 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 183,87 ░░░., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 39 691 ░░░. 65 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 020 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 39,78 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 448 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 183,87 ░░░., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 39 691 ░░░. 65 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 020 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 39,78 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 448 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░ – 183,87 ░░░., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 39 691 ░░░. 65 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 39 691 ░░░. 65 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 01RS0№-14
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №░- 4566/2023 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░