УИД 32RS0007-01-2019-000038-26
Дело №2а-125/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Герасиной О.В.,
с участием представителя административного истца – администрации Дубровского района Брянской области Чикиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Дубровского района Брянской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 20.06.2017г.,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> (далее МРО по ОИП УФССП России по <адрес>) ФИО2 на основании исполнительного листа, выданного 17.01.2017г. Дубровским районным судом <адрес> в отношении должника администрации <адрес> возбуждено исполнительное производство № об обязании администрации Дубровского района Брянской области в пределах полномочий, предоставленных ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Рем-Сервис» как арендатора земельного участка, принять комплекс мер по ликвидации, рекультивации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью 29500 кв.м по адресу: <адрес>
В рамках указанного исполнительного производства, в связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, 20 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация Дубровского района Брянской области, не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. от 20 июня 2017 года, обратилась в Дубровский районный суд с заявлением об его отмене и освобождении от уплаты исполнительского сбора, так как об указанном постановлении административному истцу стало известно лишь 20 декабря 2018 года, когда в адрес администрации Дубровского района поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Рогнединскому и Дубровскому районам УФССП по Брянской области Любочкиной Н.В. о принятии исполнительного производства к исполнению ОСП по Рогнединскому и Дубровскому районам от 18.12.2018г., в котором имелись сведения о задолженности по исполнительному производству в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца -администрации Дубровского района Брянской области Чикина Т.И., действующая по доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что вины администрации Дубровского района Брянской области в неисполнении решения Дубровского районного суда от 12.10.2016г. нет, поскольку принимались все зависящие и необходимые меры для надлежащего его исполнения. Кроме того, о вынесенном 20 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. постановлении о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей администрации Дубровского района не было известно. В связи с чем, просит суд отменить данное постановление как незаконное и необоснованное и освободить администрацию Дубровского района Брянской области от взыскания исполнительского сбора в соответствии с п.6 ст.112 Федерального закона от 02.01.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель административного ответчика - Управления федеральной службы судебных приставов России по Брянской области Шкрабо Н.А. в судебное заседание не явилась, письменно доверила суду рассмотрение дела в свое отсутствие, представила возражение на административное исковое заявление, в котором в удовлетворении административного иска просила отказать, указав на то, в связи с неисполнением требований исполнительного листа, выданного Дубровским районным судом Брянской области на основании решения суда от 12.10.2016г., не предоставлением документов, подтверждающих его исполнение, судебным приставов-исполнителем 20.06.2017 года вынесено постановление о взыскании с администрации Дубровского района исполнительского сбора. Оспариваемое постановление, согласно материалам исполнительного производства (почтового уведомления, списка №121 заказных писем с простым уведомлением по МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 23.06.2017г.), получено административным истцом 28.06.2017г. Доказательств фактического исполнения исполнительного документа либо доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы или неких чрезвычайных обстоятельств, независящих от должника, судебному приставу-исполнителю в рамках исполнительного производства представлено не было, что послужило основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Брянский природоохранный прокурор Брянской области своим заявлением доверил суду рассмотрение административного дела в его отсутствие, полагаясь на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо – ООО «Рем-сервис», надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств, заявлений не представило.
В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1,3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.49,50,52-54,55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч.9 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, решением Дубровского районного суда Брянской области от 12.10.2016г. удовлетворены уточненные исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц жителей Дубровского района к администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий. Суд обязал администрацию Дубровского района Брянской области в пределах полномочий, предоставленных ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Общество с ограниченной ответственностью «Рем-Сервис» как арендатора земельного участка, принять комплекс мер по ликвидации, рекультивации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 29500 кв.м, по адресу: <адрес>; запретил Обществу с ограниченной ответственностью «Рем-Сервис» осуществлять транспортировку и размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № площадью 29500 кв.м по адресу: <адрес>»; запретил Обществу с ограниченной ответственностью «Рем-Сервис» осуществлять сбор, транспортировку и размещение отходов производства и потребления в отсутствие лицензии на указанную деятельность.
Данное решение вступило в законную силу 20 декабря 2016 года.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании вступившего в законную силу судебного акта был выдан исполнительный лист серии ФС № от 17.01.2017г., который направлен в УФССП России по Брянской области для исполнения.
3 февраля 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. в отношении должника - администрации Дубровского района Брянской области возбуждено исполнительное производство №.
В соответствии со ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно материалам исполнительного производства, копия постановления судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. о возбуждении исполнительного производства № получена должником администрацией Дубровского района 11 марта 2017 года, что в судебном заседании представителем администрации Дубровского района Чикиной Т.И. не оспаривалось.
04.04.2017г. судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. в адрес администрации Дубровского района Брянской области направлено требование № о предоставлении в трехдневный срок (рабочие дни) со дня получения данного требования документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Дубровского районного суда Брянской области от 12.10.2016г.
Указанное требование администрацией Дубровского района Брянской области оставлено без исполнения.
20 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
При этом, судебным приставом-исполнителем установлено, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Администрацией Дубровского района не представлено никаких доказательств о выполнении исполнительных действий по исполнению решения Дубровского районного суда от 12.10.2016 года, а также надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, произошло по уважительным причинам либо было вызвано чрезвычайными или объективно непредотвратимыми обстоятельствами, независящими от должника.
Согласно материалам исполнительного производства №-ИП (почтового уведомления, списка №121 заказных писем с простым уведомлением по МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 23.06.2017г.), постановление судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей от 20.06.2017г. принято в отделении связи «Почта России» и направлено в адрес администрации Дубровского района Брянской области 26.06.2017г., получено администрацией Дубровского района Брянской области 28.06.2017г.
Согласно списку №121 заказных писем с простым уведомлением по МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 23.06.2017г., в рамках исполнительного производства №-ИП, в адрес администрации Дубровского района Брянской области (п.72 списка) были направлены: постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей от 20.06.2017г., требование № от 20.06.2017г. о предоставлении в трехдневный срок (рабочие дни) со дня получения данного требования документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения Дубровского районного суда Брянской области от 12.10.2016г., требование № от 20.06.2017г. об обязательстве явки главы администрации Дубровского района Брянской области в МРО по ОИП УФССП России по Брянской области.
Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что администрация Дубровского района Брянской области надлежащим образом уведомлена о вынесенном судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. постановлении от 20.06.2017г. о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Из материалов дела следует, что администрацией Дубровского района Брянской области предпринимаются меры, направленные на исполнение решение суда от 12.10.2016г., а именно: свалка отходов производства и потребления по адресу: <адрес>» не эксплуатируется, проезд на данную свалку перекрыт путем установки шлагбаума и железобетонных блоков, установлены информационные таблички о недопустимости выброса мусора на свалку; в департамент природных ресурсов и экологии направлена дорожная карта по рекультивации свалки; в Министерство природных ресурсов и экологии РФ направлено заявление о включении объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; в бюджет МО «Дубровский район» на 2018-2021 годы заложены денежные средства в части расходов на разработку и изготовление проектно-сметной документации по рекультивации и ликвидации несанкционированной свалки ТБО на территории МО «Дубровский район» за счет средств МО «Дубровский район», а также на технологическую и экологическую экспертизы в размере <данные изъяты> руб.; 13.03.2018г. администрацией Дубровского района с ООО Проектная фирма «ГОСТ-Стандарт» заключен контракт № на «Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и ликвидации на нем несанкционированной свалки ТБО», срок выполнения работ по которому был определен по <данные изъяты>, включительно, в связи с нарушением условий контракта, <данные изъяты> между администрацией Дубровского района и ООО Проектная фирма «ГОСТ-Стандарт» заключено соглашение о расторжении контракта; в настоящее время проводится конкурс по определению организации для оказания услуг на разработку проектно-сметной документации по рекультивации земельного участка и ликвидации на нем несанкционированной свалки ТБО.
Однако, до настоящего времени решение суда от 12.10.2016г. не исполнено.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора, поскольку должник в установленный срок не исполнил в полном объеме требования исполнительного документа.
Суд соглашается с тем, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, постановление судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. о взыскании с администрации Дубровского района Брянской области исполнительского сбора вынесено в пределах предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, при этом права и законные интересы должника нарушены не были, так как должником требования исполнительного документа не выполнены.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что администрацией Дубровского района Брянской области принимались меры по исполнению решения суда, о чем свидетельствует переписка административного истца с межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области с предоставлением в подтверждение своей позиции вышеуказанных документов, что свидетельствует о том, что обязанность по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, им выполнялась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом были совершены действия, направленные на исполнение судебного акта.
Иное означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, принятие должником мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд считает, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №, подлежит уменьшению на ?, то есть до суммы 37 500 рублей.
Следовательно, ко взысканию с администрации Дубровского района подлежит исполнительский сбор в размере 37 500 рублей.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым частично удовлетворить административные исковые требования администрации Дубровского района Брянской области, изменить в постановлении судебного пристава - исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. от 20 июня 2017 года сумму взысканного исполнительского сбора с 50 000 рублей на 37 500 рублей, в остальной части административных исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 20 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50 000 ░░░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░