Дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-001165-78
Дело №2а-1-1082/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аминевой А.А.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Титовой А.И.,
представителя ответчика администрации г. Мценска Орловской области Власовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Мценска Орловской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мценска «Детский сад №10», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мценска «Детский сад №13», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мценска «Детский сад №15», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мценска «Детский сад №5» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории образовательных учреждений и проведении указанных работ,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мценска Орловской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мценска «Детский сад №10» (далее по тексту – МБДОУ г.Мценска «Детский сад №10»), МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5» о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории образовательных учреждений и проведении указанных работ.
Просит (с учетом уточнений) обязать администрацию г. Мценска Орловской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории образовательных учреждений МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5»; обязать МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г.Мценска «Детский сад №5» в течение девяти месяцев после доведения денежных средств провести работы по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории.
В обоснование административных исковых требований указано, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области в связи с поручением прокуратуры области, а также в рамках приемки учреждений образования всех уровней к новому учебному году, проведена проверка соблюдения требований закона в сфере образования, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, детства, соблюдения условий безопасности пребывания детей в образовательной организации.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения пункта 2.2.4 санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Так, асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10» разрушено, а именно имеет неровности, трещины, выбоины глубиной от 3,5 до 10 см, покрытие имеет просадку и сетку глубоких продольных и поперечных трещин.
Асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13» разрушено, а именно имеет неровности, трещины, выбоины, в районе входа группы №1, спортивной площадки (городок), дорожки к верандам – частично отсутствует.
Асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15» и МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5» разрушено, а именно имеет неровности, трещины, выбоины, бугры (проезды, дорожки к игровым и прогулочным участкам).
Имеющие нарушения создают угрозу причинения травм детям, их родителям, сотрудникам учреждения. Нарушаются конституционные права учащихся на безопасные условия обучения и воспитания, на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель ответчика администрации г. Мценска Орловской области Власова Е.В. в судебном заседании пояснила, что указанные в административном иске сроки не достаточны для выполнений заявленных требований, образовательным учреждениям необходимо подготовить проектно-сметную документацию.
Представители ответчиков МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г.Мценска «Детский сад №5» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титову А.И., представителя ответчика администрации г. Мценска Орловской области Власову Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Детство находится под защитой государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статьи 2, 38, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
Статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах детей, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно части 4 статьи 41 поименованного закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В виду части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее по тексту – СП 2.4.3648-20, Правила), направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, указанной выше.
Согласно пункту 2.2.4 Правил покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г.Мценска «Детский сад № 5» являются некоммерческими организациями, созданными для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования и не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
На основании Постановления Главы администрации г. Мценска от 16 декабря 2004 года №1011 земельный участок, площадью 12863,72 кв.м по адресу: <адрес> передан на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №10.
Постановлением Главы администрации г. Мценска от 22 марта 2005 года №236 земельный участок, площадью 12684 кв.м по адресу: <адрес>, передан на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №13 г. Мценска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования г. Мценска Орловской области, с 14 января 2005 года передано на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному дошкольному образовательному учреждению г. Мценска «Детский сад №15».
Постановлением Главы администрации г. Мценска от 01 марта 2005 года № 144 земельный участок, площадью 3475 кв.м по адресу: <адрес> передан на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №5 г. Мценска.
В ходе проверки прокуратурой соблюдения требований закона в сфере образования, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, детства, соблюдения условий безопасности пребывания детей в образовательной организации выявлены нарушения пункта 2.2.4 СП 2.4.3648-20.
Согласно актам проверки от 22 августа 2023 года установлено, что асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13» имеет неровности, трещины, выбоины, в районе входа группы №1, спортивной площадки (городок), дорожки к верандам – частично отсутствует; асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10» имеет неровности, трещины, выбоины глубиной от 3,5 до 10 см, покрытие имеет просадку и сетку глубоких продольных и поперечных трещин; асфальтовое покрытие внутренней территории МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15» и МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5» имеет неровности, трещины, выбоины, бугры (проезды, дорожки к игровым и прогулочным участкам).
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5» имеются дефекты асфальтового покрытия на территории образовательных организаций, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья находящихся в образовательном учреждении обучающихся.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с чем, имеет место наличие оспариваемого бездействия администрации г. Мценска Орловской области, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.
Соответственно данное обстоятельство влечет необходимость удовлетворения административных исковых требований прокурора и возложения на администрацию г. Мценска обязанности обеспечить финансирование мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории образовательных учреждений.
Вопреки доводам представителя административного ответчика администрации г. Мценска Орловской области, факт отсутствия финансирования мероприятий по устранению указанных дефектов асфальтового покрытия внутренней территории дошкольный учреждений, не может служить основанием для несоблюдения требований нормативных правовых актов.
Финансовое обеспечение МБДОУ г. Мценска «Детский сад №10», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №13», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15», МБДОУ г. Мценска «Детский сад №5» в соответствии с бюджетным законодательством, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должно осуществляться из бюджета муниципального образования.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается прокурор, значимость объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, сложность финансовых взаимоотношений органов и учреждений разного уровня, а также тот факт, что отсутствие указанных действий представляет реальную угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, а также в целом интересы общества и государства, суд считает необходимым обязать ответчиков каждого в пределах своих полномочий, совершить действия по выделению денежных средств и организации работ по восстановлению асфальтового покрытия внутренней территории образовательных учреждений в течение четырех и девяти месяцев, соответственно, с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №10», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №13», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №15», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №5» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №10», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 13», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №15», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №5».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №10», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №13», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №15», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №5» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░