Дело №а-1018/2022
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2022 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при помощнике судьи ФИО4, с участием представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино административное дело по административному иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованные лица – Администрация Мысовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Садоводческое некоммерческое товарищество «Лесовод», о признании незаконным решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, в котором просил признать незаконным приостановление государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, СОТ Лесовод, 1, общей площадью 124,9 кв.м., изложенный в уведомлении от 09.02.2022г., а также возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО3 в установленной процедуре без учета оснований, указанных в уведомлении от 09.02.2022г.
В обоснование своих требований указал, что 28.01.2022г. обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество. 09.02.2022г. государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации. Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В возражениях Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в нем доводов.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против административного иска возражал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Выслушав пояснения участников процесса, обозрев материалы инвентарного дела, изучив доводы административного искового заявления и возражений на него, материалы административного дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 28.01.2022г. ФИО3 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, СОТ Лесовод, 1, общей площадью 124,9 кв.м., представив документы: - заключение № межведомственной комиссии о рассмотрении принятых планировочных решений при строительстве и реконструкции зданий и сооружений, экспликация; - решение исполнительного комитета Мысовского сельского совета <адрес> АР Крым «Об утверждении заключения межведомственной комиссии о рассмотрении принятых планировочных решений при строительстве и реконструкции зданий и сооружений в СОТ «Лесовод», участок № на земельном участке ФИО3» № от 15.09.2010г.; - справка о согласовании принятия объекта строительства в эксплуатацию от 15.09.2010г.; - заявление ФИО3 в адрес Инспекции Госархивстроительства в АРК; - выписка из протокола № общего собрания членов СОТ «Лесовод» от 01.08.2007г.
09.02.2022г. государственный регистратор приостановил государственную регистрацию права в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены установленные законом документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в ее составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, на территории Республики Крым с 16.03.2014г. действует законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство в сфере государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. До указанной даты на территории Республики Крым действовало законодательство ФИО2.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав, в том числе свидетельство о праве собственности, судебные решения, вступившие в законную силу, и др.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); 7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Постановлением Совета ФИО2 Республики Крым от 11.08.2014г. № утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, т.е. изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16.03.2014г.
Одним из таких документов, указанных в п. 1 Перечня является, в том числе решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости, на основании которого возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Кроме того, Постановлением ФИО2 от 09.09.2009г. № был утвержден Временный порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домиков с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.
Указанный Временный порядок устанавливал механизм и условия приемки в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных застройщиками - физическими лицами (далее - застройщик) в период с 05.08.1992г. до 01.01.2008г. без разрешения на выполнение строительных работ (далее - частные здания), на основании заявления о приемке в эксплуатацию, которое подано до 31.12.2010г.
Согласно ч. 2 Временного порядка частные здания принимает в эксплуатацию инспекция государственного архитектурно строительного контроля по месту их расположения в соответствии с Временным порядком, которая выдает застройщикам на платной основе сертификат соответствия таких зданий государственным строительным нормам, стандартам и правилам.
В соответствии с п. 1 ч. 3 Временного порядка для получения сертификата застройщик вместе с заявлением подает инспекции государственного архитектурно строительного контроля на частные жилые дома усадебного типа, дачные и садовые дома общей площадью до 200 кв.м. включительно, количество надземных этажей которых не превышает двух, с хозяйственными сооружениями и зданиями общей площадью до 100 кв.м. включительно следующие документы: справку о согласовании приемки частного здания в эксплуатацию, выданную на основании решения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета; технический паспорт частного здания, выданный бюро технической инвентаризации.
Согласно ч. 4 Временного порядка заявление вместе с документами, которые прилагаются к нему, регистрируются в журнале регистрации выданных сертификатов и отказа в их выдаче. Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля рассматривает поданные застройщиком документы и в течение десяти рабочих дней принимает решение относительно выдачи сертификата.
Государственную регистрацию прав на объекты недвижимости на территории Республики Крым до указанной выше даты осуществляли органы технической инвентаризации - БТИ (до 01.01.2013г.) и территориальные органы Государственной регистрационной службы ФИО2 - Укргосреестра (с 01.01.2013г. до 07.03.2014г.).
С учетом изложенного, суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что представленная административным истцом для государственной регистрации права справка о согласовании принятия объекта строительства в эксплуатацию от 15.09.2010г. выдана для представления в Инспекцию государственного строительства архитектурно-строительного контроля в АР Крым для последующей выдачи сертификата соответствия согласно действующему на территории Республики Крым до 16.03.2014г. законодательству.
Согласно подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015г. государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из представленных документов следует, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор, руководствуясь положениями подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнил свою обязанность и предпринял меры по получению дополнительных сведений, в том числе относительно предоставления сведений о ранее зарегистрированных правах, арестах, запрещениях, иных обременениях на объект недвижимости, расположенный по вышеуказанному адресу, для подтверждения актуальности вынесенного постановления.
Так, государственным регистратором направлены межведомственные запросы в филиал ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> и <адрес> отдел Госкомрегистра об актуальности сведений, о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на вышеуказанный объект недвижимости.
Согласно предоставленной филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> информации, в архиве предприятия отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, СОТ «Лесовод», <адрес>, согласно сведениям по состоянию на 01.01.2013г. Кроме того, согласно данным инвентаризации от 29.07.2010г. садовый дом литер «А», общей площадью 124,9 кв.м., выстроен самовольно.
Согласно ответа <адрес> отдела Госкомрегистра, в архиве отдела отсутствуют сведения о ранее зарегистрированных правах на указанный объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, у государственного регистратора были обоснованные причины для приостановления государственной регистрации права на объект недвижимости, поскольку представленные административным истцом документы не могли являться основаниям для проведения государственной регистрации в понимании вышеизложенных положений закона.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности административного истца на спорное недвижимое имущество, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Суд также учитывает, что 11.05.2022г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказано ФИО3 в государственной регистрации права, ввиду не представления документа, подтверждающего право заявителя на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости.
Согласно статье 3 КАС Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Из анализа положений статьи 227 КАС Российской Федерации следует, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Анализируя представленные в совокупности доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что решение государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорное нежилое строение соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным, не повлекло нарушения прав и законных интересов ФИО3, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска ФИО3 в части признания незаконным указанного решения государственного регистратора, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют правовые основания и для удовлетворения административного иска ФИО3 в части возложения на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 в установленной процедуре без учета оснований, указанных в уведомлении от 09.02.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.08.2022░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░