РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,
с участием представителя истца Кирюниной Н.А. по ордеру адвоката Кулямзина Б.Н., представившего удостоверение от 24 сентября 2010 г. №, ордер от 8 сентября 2020 г. №, представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2020-002363-97 (производство № 2а-1706/2020) по административному исковому заявлению Кирюниной Натальи Алексеевны к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка,
установил:
Кирюнина Н.А. обратилась в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка, указав в обоснование исковых требований, что она (истец) является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 833 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом, а также надворные постройки.
29 июня 2020 г. административный истец обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В результате перераспределения образовался земельный участок площадью 983,36 кв.м, в состав которого вошли земельный участок с кадастровым номером № площадью 833 кв.м, принадлежащий истцу на праве собственности, и смежный с ним земельный участок площадью 150,36 кв.м.
7 июля 2020 г. министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало в удовлетворении заявления административного истца о перераспределении земель со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что формируемый истцом земельный участок частично будет находиться за границами красных линий, утвержденных постановлением администрации г. Тулы от 13 октября 2013 г. №, определяющих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования.
Административный истец считает, что данный отказ нарушает ее право получения дополнительного земельного участка путем перераспределения земель. поскольку земельный участок площадью 150,36 кв.м, испрашиваемый в собственность путем распределения, никогда не входил и не входит в территорию общего пользования. В генеральном плане г. Тулы указания на красные линии по <адрес> опушка не имеется, в правилах землепользования и застройки г. Тулы сведений о красных линиях по данной улице нет. Спорный земельный участок указан на карте зонирования, прилагаемой к правилам землепользования и застройки г. Тулы, как зона Ж4 – зона застройки малоэтажными домами, сведений о территориях общего пользования там нет. Порядок установления градостроительного регулирования на территории муниципального образования г.Тулы установлен Положением, утвержденным постановлением администрации г.Тулы от 29 августа 2013 г. №. В нарушение указанных положений в проекте красных линий в г. Туле, утвержденном органом местного самоуправления, отсутствует ведомость расчета координат точек красных линий, точки не закреплены на местности геодезическими знаками.
Просит суд признать незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 7 июля 2020 г. № об отказе в заключении с административным истцом соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № с землями, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в кадастровом квартале №; обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Центр кадастра и оценки» ФИО1, обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в тридцатидневный срок со дня предоставления выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей постановку на кадастровый учет, образованного путем перераспределения земельного участка, направить в адрес административного истца для подписания.
Административный истец Кирюнина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила.
Представитель административного истца Кирюниной Н.А. по ордеру адвокат Кулямзин Б.Н. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал по основаниям, приведенным в нем, просил его удовлетворить, не отрицал факт пересечения испрашиваемым истцом земельным участком утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 13 октября 2013 г. № красной линии, однако полагал, что данное постановление принято без учета сложившегося порядка пользования, согласно которому спорный земельный участок огорожен забором и находится в пользовании истца более 15 лет.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумов О.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований Кирюниной Н.А., полагая оспариваемое решение от 7 июля 2020 г. законным и обоснованным, принятым в рамках действующего законодательства. Указал, что земельные участки должны формироваться с учетом прохождения красных линий, при этом представленные сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Тула указывают, что испрашиваемый истцом земельный участок выходит за границы красных линий, утвержденных в 2014 года на основании постановления администрации г. Тулы от 13 октября 2013 г. №, сведения о координатах красных линий не подлежат публикации, они вносятся в информационную систему и отражаются в ней автоматически. Сведения о прохождении красных линий по испрашиваемому земельному участку на момент вынесения оспариваемого решения министерства на публичной кадастровой карте имелись.
Представитель привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 17 сентября 2020 г. в качестве заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.
Выслушав объяснения представителя истца Кирюниной Н.А. по ордеру адвоката Кулямзина Б.Н., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Наумова О.А., исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц входит, в том числе, установлением судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия).
Исходя из изложенного, при рассмотрении в порядке, предусмотренном положениями 22 Главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дел, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и (или) их должностных лиц, суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, соответствует ли закону оспариваемое решение как акт органа государственной власти, порождающий правовые последствия для конкретных граждан и организаций, то есть в предмет доказывания должны входить обстоятельства, касающиеся существа обжалуемого решения. Иное противоречило бы задачам административного судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
Подпунктом 4 пункта 16 статьи11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно части 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов местного значения.
Согласно статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
В силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), относящихся к документации по планировке территории.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кирюнина Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 833 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
29 июня 2020 г. административный истец Кирюнина Н.А. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В результате перераспределения образовался земельный участок площадью 983,36 кв.м, в состав которого вошли земельный участок с кадастровым номером № площадью 833 кв.м, принадлежащий истцу на праве собственности, и смежный с ним земельный участок площадью 150,36 кв.м.
Решением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 7 июля 2020 г. Кирюниной Н.А. отказано в удовлетворении заявления о перераспределении земель со ссылкой на пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что из представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, формируемый земельный участок частично будет находиться за границами красных линий, определяющих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования.
Истец Кирюнина Н.А., оспаривая отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, полагала его нарушающим ее права и законные интересы, поскольку, что испрашиваемый в собственность посредством распределения земельный участок никогда не входил и не входит в территорию общего пользования, что, однако, не принято во внимание органом местного самоуправления при утверждении красных линий и их координат.
Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый административным истцом земельный участок, согласно разделу «Иные сведения, документы, материалы» Х-8.01 «Дежурный план красных линий» информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Тула частично расположен за границами красных линий.
Основанием внесения оспариваемых сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности послужило постановление администрации г. Тулы от 13 октября 2014 г. № «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле».
Постановлением администрации г. Тулы от 4 апреля 2016 г. № в постановление от 13 октября 2014 г. № внесены изменения, в соответствии с которыми текст «Планируемые красные линии» заменен на «Красные линии».
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности не является нормативным правовым актом, однако представляет собой обобщенные и обработанные сведения из нормативных правовых актов, и оснований не доверять сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Тула, не имеется.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия постановления от 13 октября 2014 г. № регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. №, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии пунктом 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункта 4.4 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, и таким документом являлось постановление администрации г. Тулы от 13 октября 2014 г. №.
Поскольку указанные документы территориального планирования муниципального образования не признаны недействующими, вышеуказанные красные линии являются линиями градостроительного регулирования, обозначающими существующие, а не планируемые ограничения.
Сведения о поворотных точках содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, учитывая, что согласно схеме расположения красных линий испрашиваемый административным истцом земельный участок частично расположен за границами красных линий, определяющих существующие границы территории общего пользования, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 7 июля 2020 г. №.
Следовательно, суд так же приходит к выводу и об отказе в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка в адрес административного истца для подписания.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░ 2020 ░. №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░