Дело № 2а-5259/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Осколковой А.Н.,
при секретаре Агаки А.А.,
4 октября 2022 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Благотворительному фонду помощи онкобольным пациентам «Белая Роза» о ликвидации организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
Установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду помощи онкобольным пациентам «Белая Роза» о ликвидации организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска указано, что "."..г. зарегистрировано юридическое лицо Благотворительный фонд помощи онкобольным пациентам «Белая Роза», о чем внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН №... присвоен ИНН №...
Управлением установлены нарушения действующего законодательства, допущенные Организацией и выразившиеся в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Организация не разместила в сети Интернет либо не представила в уполномоченный орган отчеты за 2020 год: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств, об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
В связи с выявленными нарушениями "."..г. в адрес Благотворительного фонда «БлагоДарим» было вынесено предупреждение с указанием срока устранения указанного нарушения до "."..г..
Управлением также установлены нарушения действующего законодательства, допущенные Организацией и выразившиеся в неоднократном непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона от "."..г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а именно, организацией не предоставлены в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления организации, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности организации, нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговым органом и принятых мерах по их устранению за 2020-20201годы.
В связи с выявленными нарушениями "."..г. в адрес организации было направлено предупреждение с указанием существа нарушения и требованием в срок до "."..г. устранить допущенные нарушения.
В связи с неисполнением предупреждения в адрес организации было вынесено повторное предупреждение от "."..г.г. со сроком устранения нарушения до "."..г.г.
Управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 25.01.2022г. ТОЮ37220007 и направлен мировому судье судебного участка №... судебного района г.Волжского Волгоградской области, 1.03.2022г. было вынесено постановление в отношении организации по делу №... о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. В связи с непредставлением отчета о благотворительной деятельности организации за 2021г. в срок до 31.03.2022г., Управлением было направлено информационное письмо от 17.05.2022г. с предложением в срок до 22.06.2022г. представить необходимый отчет. До настоящего времени вышеуказанные предупреждения организацией не исполнены.
Управлением установлены нарушения Организацией действующего законодательства, выразившиеся в непредставлении Организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В частности, Организация в нарушение требований пунктов 3-3.2 статьи 32 от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) не разместила в сети Интернет либо не представила в уполномоченный орган отчеты за 2020- 2021 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
Приказом Минюста России от "."..г. №... «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» установлено, что отчетность за 2020 год должна быть представлена не позднее "."..г..
В связи с выявленным нарушением "."..г. (исх. №...) в адрес Организации было направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до "."..г. представить в Управление отчеты о деятельности Организации за 2020 год по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности.
В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в установленный срок, Управлением было вынесено повторное предупреждение от "."..г. (исх. №...) с требованием в срок до "."..г. представить в Управление отчеты.
В связи с непредставлением отчета о деятельности Организации по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности за 2021 год в срок до "."..г., Управлением было направлено информационное письмо от "."..г. (исх. №...) с предложением в срок до "."..г. представить необходимые отчеты.
Ни одно из предупреждений Организацией до настоящего времени не исполнено.
Организация неоднократно нарушила действующее законодательство, не исполнила 4 предупреждения, вынесенных уполномоченным органом (Управлением) с указанием конкретных сроков представления сведений, предусмотренных законом.
С учетом изложенного, совокупность установленных нарушений организацией действующего законодательства позволяет сделать вывод о фактическом прекращении деятельности фонда и о наличии оснований для ликвидации Организации.
Административный истец просит ликвидировать Благотворительный фонд помощи онкобольным пациентам «Белая Роза» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением суда от 14.09.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ИФНС по <адрес>.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи онкобольным пациентам «Белая Роза», заинтересованное лицо директор Благотворительный фонд помощи онкобольным пациентам «Белая Роза» Кравченко Н.В., представители заинтересованных лиц – ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области и ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Возражений по существу заявленных исковых требований не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 19 Федерального закона от "."..г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
В судебном заседании установлено, что "."..г. зарегистрировано юридическое лицо Благотворительный фонд помощи онкобольным пациентам «Белая Роза», о чем внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН №..., присвоен ИНН №... Основной вид деятельности: деятельность в области медицины.
Место нахождения и адрес юридического лица: <адрес>
Директор, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица – Кравченко Н.В..
В нарушение действующего законодательства, регулирующего деятельность благотворительных фондов, административный ответчик не представил в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления организации, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности организации, нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами и принятых мерах по их устранению за 2020-2021 год, чем нарушил требования, установленные ч. 2 ст. 19 Федерального закона от "."..г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
В связи с выявленным нарушением "."..г. в адрес организации, было направлено предупреждение с указанием существа нарушения и требованием в срок до "."..г. устранить допущенные нарушения.В связи с неисполнением предупреждения в адрес организации было вынесено повторное предупреждение от "."..г.г. со сроком устранения нарушения до "."..г.г.
Предупреждения направлено в адрес ответчика по адресу: <адрес>
Кроме того, Управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 25.01.2022г. ТОЮ37220007 и направлен мировому судье судебного участка №... судебного района <адрес>, 1.03.2022г. было вынесено постановление в отношении организации по делу №... о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. В связи с непредставлением отчета о благотворительной деятельности организации за 2021г. в срок до 31.03.2022г., Управлением было направлено информационное письмо от 17.05.2022г. с предложением в срок до 22.06.2022г. представить необходимый отчет. До настоящего времени вышеуказанные предупреждения организацией не исполнены.
Управлением установлены нарушения Организацией действующего законодательства, выразившиеся в непредставлении Организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В частности, Организация в нарушение требований пунктов 3-3.2 статьи 32 от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) не разместила в сети Интернет либо не представила в уполномоченный орган отчеты за 2020- 2021 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.
В то время, как в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», пунктом 4 по заполнению методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от "."..г. №... «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» указанные сведения могут быть представлены в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от "."..г. №... «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Минюста России от "."..г. №... «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» установлено, что отчетность за 2020 год должна быть представлена не позднее "."..г..
В связи с выявленным нарушением "."..г. (исх. №...) в адрес Организации было направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до "."..г. представить в Управление отчеты о деятельности Организации за 2020 год по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности.
В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в установленный срок, Управлением было вынесено повторное предупреждение от "."..г. (исх. №...) с требованием в срок до "."..г. представить в Управление отчеты.
В связи с непредставлением отчета о деятельности Организации по форме ОН0001 и ОН0002 либо сообщение о продолжении деятельности за 2021 год в срок до "."..г., Управлением было направлено информационное письмо от "."..г. (исх. №...) с предложением в срок до "."..г. представить необходимые отчеты.
Ни одно из предупреждений Организацией до настоящего времени не исполнено.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.20 ГК РФ, статьи 18 Закона № 7-ФЗ фонд может быть ликвидирован на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и
вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей
фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных
уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
Организация неоднократно нарушила действующее законодательство, не исполнила 4 предупреждения, вынесенных уполномоченным органом (Управлением) с указанием конкретных сроков представления сведений, предусмотренных законом.
С учетом изложенного, совокупность установленных нарушений организацией действующего законодательства позволяет сделать вывод о фактическом прекращении деятельности фонда и о наличии оснований для ликвидации Организации.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями Устава фонда, копиями указанных предупреждений и почтовых уведомлений.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 20 Закона № 135-ФЗ в случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.
В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление неоднократно направляло в адрес административного ответчика предупреждения с требованиями об устранении допущенных нарушений, однако, требования административного истца исполнены не были.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу подпункта 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от "."..г. №..., к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений я их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Пунктом 10 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 названного выше Постановления от "."..г. №... обратил внимание судов на необходимость проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства, и если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом этих обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия административным ответчиком всех зависящих от него мер, направленных на устранение нарушений законодательства.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что Благотворительному фонду помощи онкобольным пациентам «Белая Роза», в отсутствие уважительных причин допустил неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», и в установленные сроки не устранил допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области требования законными и обоснованными, Благотворительному фонду помощи онкобольным пациентам «Белая Роза» подлежит ликвидации, с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264, 292-294 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░», ░░░░ №..., ░░░ №... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ (8,░ 2022 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░).
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-5229/2022
░░░№34RS0011-01-2022-007694-27