УИД 58RS0002-01-2022-000267-69
№ 2а-95/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск
Пензенской области 19 июля 2022 года
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ивашкиной Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Юдашкиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело
по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Спасского района Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кошелевского сельсовета, повлекших образование несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Спасского района Пензенской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что на территории администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в границах поселения на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области образована несанкционированная свалка. В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Как показала проверка, земельный участок, на котором выявлено размещение твердых коммунальных отходов, к числу объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО не отнесен, местом накопления отходов не является. Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями. Вопреки правовыми нормами на территории Кошелевского сельсовета Спасского района должным образом не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированной свалки на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области. В связи, с чем на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и просит суд признать незаконным бездействие администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кошелевского сельсовета, повлекших образование несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
В судебное заседание представитель административного истца - прокуратуры Спасского района Пензенской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Спасского района Пензенской области Елизаров С.С. адресовал суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя административного истца, и уточнил исковые требования: администрацией допущены нарушения требований п.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» согласно, которого, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, пункта 17 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которого вывоз и сбор отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Представитель административного ответчика – администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава администрации сельсовета Павлуткина В.Н. представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика, указав, что иск признает в полном объеме.
Кроме этого лица, участвующие в деле, заблаговременно извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения настоящего дела на официальном сайте Спасского районного суда Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
http://bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru(л.д.16).
В силу части 5 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязательным участие административного истца и административного ответчика при рассмотрении настоящего дела судом не признавалось и в силу закона таковым не является.
На основании статьи 150 КАС РФ неявка сторон не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судом постановлено рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 42 Конституции российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Накопление отходов – временное складирование (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологический требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» согласно которому, настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты). Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В нарушение указанного законодательства, администрацией Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области должным образом не организована деятельность по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области.
Так же, из анализа указанных норм следует, что на администрацию Кошелевском сельсовета Спасского района Пензенской области, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в Кошелевском сельсовете Спасского района Пензенской области 25 мая 2022 года прокуратурой Спасского района Пензенской области было установлено, что на территории администрации Кошелевского сельсовета Спасского района Пензенской области в границах поселения на расстоянии 20 метров на юг от д. №2 по ул. Новая, с. Кошелевка Спасского района Пензенской области из-за нарушения законодательства и не исполнения обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями привело к образованию несанкционированной свалки.
До настоящего времени допущенные нарушения ответчиком не устранены.
Таким образом, бездействие администрации сельсовета по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, исполнению обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, привело к образованию несанкционированной свалки, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Невыполнение администрацией Кошелевского сельсовета вышеуказанных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц и может создать угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для окружающей среды, а также для здоровья человека, что является недопустимым.
В связи, с чем суд считает, что обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает, что установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного искового заявления на бездействие органа местного самоуправления не пропущен, поскольку о нарушении прав неопределенного круга лиц административному истцу стало известно в ходе проведенной прокурорской проверки 25 мая 2022 г.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
В связи, с чем госпошлина с администрации сельсовета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░. №2 ░░ ░░. ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░. №2 ░░ ░░. ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░