Дело № 2а-8428/2020
УИД 35RS0010-01-2020-014581-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 23 декабря 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2020 года.
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2020 года.
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,
при секретаре Смирнове С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова И. А. к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения об отказе в выдаче заграничного паспорта,
установил:
Соколов И.А. обратился с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее – УВМ УМВД России по Вологодской области), привлеченному к участию в деле в качестве административного ответчика УМВД России по Вологодской области об оспаривании решения заместителя начальника УВМ УМВД России по Вологодской области ФИО1 от 04 августа 2020 года об отказе в выдаче заграничного паспорта, просит признать данное решение незаконным, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа, поскольку Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает такого исполнительного действия, как запрет на выдачу заграничного паспорта.
В судебном заседании административный истец Соколов И.А., и его представитель по устному ходатайству Бурдавицин Р.А. административные исковые требования поддержали. Пояснили, что заграничный паспорт необходим для осуществления трудовых отношений с иностранной компанией. К судебному приставу-исполнителю с заявлением о снятии временного ограничения на выезд из Российской Федерации не обращались.
В судебном заседании представитель административных ответчиков УМВД России по Вологодской области, УВМ УМВД России по Вологодской области по доверенности Смирнова О.Ю. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым Соколову И.А. правомерно на основании пункта 5 статьи 15, статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» отказано в выдаче заграничного паспорта, поскольку имелось действующее постановление судебного пристава-исполнителя от 10 марта 2020 года о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В судебное заседание заинтересованное лицо заместитель начальника УВМ УМВД России по Вологодской области ФИО1, представитель заинтересованного лица ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В данном случае такая совокупность условий отсутствует.
Часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт. Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Статьей 8 Федерального закона № 114-ФЗ установлено, что паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, является МВД России (пункт 1).
Приказом МВД России от 31 декабря 2019 года № 996 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации (далее - Административный регламент), который определил сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации (далее - паспорт).
В соответствии с пунктом 118 Административного регламента в рамках предоставления государственной услуги подразделение по вопросам миграции осуществляет межведомственное информационное взаимодействие с целью выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина, которому оформляется паспорт на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении и выдаче ему паспорта, а также при непредставлении заявителем документов, предусмотренных подпунктами 40.1 и 40.2 пункта 40 Административного регламента.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 114-ФЗ установлено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 114-ФЗ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
Из материалов дела следует, что Соколов И.А. 28 июля 2020 года обратился в УВМ УМВД России по Вологодской области с заявлением о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации (заявление подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).
В ходе проведенных проверок было установлено, что 10 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области в отношении Соколова И.А., являющегося должником по исполнительному производству №, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации сроком на 6 месяцев, то есть до 10 сентября 2020 года.
В связи с наличием временного ограничения на выезд из Российской Федерации на основании статьи 10 Федерального закона № 114-ФЗ решением заместителя начальника УВМ УМВД России по Вологодской области ФИО1 от 04 августа 2020 года, оформленным в виде штампа на бланке результатов межведомственных запросов и проверок, Соколову И.А. отказано в оформлении и выдаче паспорта, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление от 05 августа 2020 года.
Оснований для признания данного решения незаконным не имеется.
Положения статьи 10 Федерального закона № 114-ФЗ носят императивных характер, то есть административный ответчик обязан был отказать в оформлении и выдаче заграничного паспорта при наличии постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Однако положения статьи 15 Федерального закона № 114-ФЗ и статьи 67 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вопрос принятия решения о временном ограничении на выезд гражданина из Российской Федерации оставляют на усмотрение должностного лица, в частности, судебного пристава-исполнителя. В данном случае административный истец не лишен возможности обратиться с заявлением к судебному приставу-исполнителю об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации со ссылкой на то, что данное ограничение препятствует осуществлению им трудовой деятельности в иностранной фирме, доход от которой необходим для исполнения требований исполнительного документа. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Оренбургского областного суда от 16 июля 2018 года № 44ГА-79/2018.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение заместителя начальника УВМ УМВД России по Вологодской области ФИО1 от 04 августа 2020 года об отказе в выдаче Соколову И.А. заграничного паспорта соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца. Основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░