Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-543/2023 ~ М-210/2023 от 09.02.2023

    УИД 34RS0019-01-2023-000333-71

    № 2а-543/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 апреля 2023 года                                                          г. Камышин

    Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

    председательствующего судьи                                    Митрошиной Е.Н.,

    при секретаре судебного заседания                            Морозовой Я.В.,

    с участием прокурора                                                   Кузнецова А.Е.,

    представителя административного ответчика и заинтересованного лица Комитета ЖКХ и КС по доверенности Талановой О.В., представителя заинтересованного лица МБУ «Благоустройство» Гавриловой И.С., представителя заинтересованного лица ТО Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине Попова Н.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

    Камышинский городской прокурор Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

    В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной им проверки выявлено нарушение законодательства о благоустройстве населенных пунктов. Установлено, что уличное освещение площадок напротив ...., напротив .... 4 мкр. ...., .... .... в ночное время полностью отсутствует.

    В этой связи прокурором 07 ноября 2022 г. в адрес Главы городского округа - город Камышин Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений.

    28 декабря 2022 г. поступил ответ на вышеуказанное представление, в котором конкретных сведений о принятых администрацией городского округа мерах, направленных на организацию освещения указанных в представлении территорий, не содержит.

    Административный истец полагает, что органом местного самоуправления не приняты должным образом меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор, уточнив заявленные требования, просит суд признать бездействие администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к организации освещения площадок напротив ...., напротив ...., незаконным.

    Обязать администрацию городского округа-город Камышин Волгоградской области организовать освещение площадок напротив ...., напротив .... в соответствии с требованиями Свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», «ГОСТ Р 55706-2013.Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов среды обитания» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецов А.Е. уточненные требования административного иска поддержал, отметив, что административное исковое заявление предъявлено прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку органом местного самоуправления длительное время не принимаются должным образом меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Между тем, бездействие в части организации освещения в границах городского округа является недопустимым, поскольку напрямую влияет на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам г. Камышина в ночное время.

    Представитель административного ответчика администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области Таланова О.В., являющаяся одновременно представителем заинтересованного лица Комитета ЖКХ и КС администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области, представитель заинтересованного лица МБУ «Благоустройство» Гарилова И.С., не отрицая факт отсутствия уличного освещения на указанной прокурором местности, просили в удовлетворении требований административного иска отказать, ссылаясь на отсутствие со стороны администрации бездействия, вопрос об организации уличного освещения связан с отсутствием финансирования и до настоящего времени не разрешен.

    Представитель заинтересованного лица ТО Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине Попов Н.В. в судебном заседании разрешение заявленных прокурором требований оставил на усмотрение суда.

    Заинтересованное лицо Плотникова С.Ю., будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суд в известность не поставила, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Располагая сведениями о надлежащем извещении заинтересованного лица, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть в отсутствие заинтересованного лица Плотниковой С.Ю.

    Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного иска заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

    Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, расположенных в границах городского округа.

    Пунктом 25 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области, принятого решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 28 июня 2005 г. № 56, к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

    Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 36 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области устанавливает, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и положением о ней, утверждаемым Камышинской городской Думой.

    Таким образом, администрация городского округа – город Камышин Волгоградской области обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, включая освещение улиц, расположенных в границах городского округа.

    Исходя из требований п. 8 ч.1 ст. 4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа - город Камышин, утвержденных Решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 31 июля 2013 № 29 (далее - Правила благоустройства), перечень работ по благоустройству территории городского округа - город Камышин включает в себя, в том числе освещение улиц.

    Статьей 14 Правил благоустройства к элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабели, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).

    Улицы, дороги, площади, пешеходные тротуары, жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций должны освещаться в темное время суток.

    Собственники (владельцы) объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения, обязаны: следить за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок, при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт; следить за исправным и безопасным состоянием и удовлетворительным внешним видом всех элементов и объектов, размещенных на опорах наружного освещения; своевременно производить замену фонарей наружного освещения.

    Свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (далее также - СП 52.13330.2016), утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пр (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Минстроя России от 20.11.2019 № 699/пр), устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон.

    Согласно п.1.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» его нормы распространяются, в том числе на проектирование наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также на контроль за их состоянием в процессе эксплуатации.

    Для наружного освещения селитебных территорий в настоящем своде правил нормируются освещенность и яркость дорожных покрытий для любых источников света (п. 4.1 СП 52.13330.2016).

    Освещению в соответствии с указанным Сводом правил подлежат проезды, пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд, пешеходные и велосипедные дорожки, ступени и площадки лестниц и переходных мостиков, пешеходные дорожки на площадках и в скверах.

    Согласно п. 7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» освещение пешеходных пространств следует проектировать, исходя из нормы средней горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения на дорожном покрытии. Основные объекты пешеходных пространств классифицируются и нормируются в соответствии с таблицей 7.21, исходя из которой нормируемый показатель искусственной освещенности территории главных пешеходных улиц исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжих и предзаводских площадей, посадочных площадок общественного транспорта, детских площадок и мест отдыха во дворах должен составлять не менее 6 лк (П2); второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов должны быть оборудованы освещением не менее 2 лк (П5).

    Аналогичные требования относительно норм средней горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения на дорожном покрытии на указанных выше территориях содержат п. 4.2, 5.2.1 «ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утв. Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст, а также санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов среды обитания».

    Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд явилось непринятие административным ответчиком необходимых мер к организации уличного освещения площадок напротив ...., напротив .... .....

    В ходе проверки, проведенной прокурором на основании обращений Погребного А.И., Вагановой И.В., Клименко Г.В., Клекнер Н.Н., Плотниковой С.Ю. установлено отсутствие уличного освещения указанной территории.

    03 ноября 2022 г. в адрес Главы городского округа - город Камышин Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о благоустройстве территории городского округа.

    Из сообщения от 27 декабря 2022 г., направленного административным ответчиком в адрес Камышинского городского прокурора Волгоградской области в рамках контроля исполнения представления следует, что по адресам: .... электроснабжение наружного освещения воздушной линией электропередачи отсутствует. Работы по строительству линии уличного освещения по этим адресам в муниципальной программе «Капитальное строительство, реконструкция объектов муниципальной собственности и бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности» на 2022 год не предусмотрены.

    Вместе с этим, Главой городского округа-город Камышин Волгоградской области отмечено, что над входом в каждый подъезд .... .... установлены светильники, которые находятся в рабочем состоянии.

    В рамках проверки, проведенной ФГБУЗ ЦГ и Э (Камышинский филиал) на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области с участием помощника прокурора Кузнецова А.Е., юрисконсульта МБУ «Благоустройство» Гавриловой И.С., начальника отдела ЖКХ комитета ЖКХ и КС администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области Кравченко А.С. 25 апреля 2023 г. и 26 апреля 2023 г. с 20 часов 30 минут до 22 часов 30 минут проведена гигиеническая оценка освещенности по адресам: .... .... мкр. .....

    По результатам измерений компетентным органом дано заключение №146км от 26 апреля 2023 г., исходя из содержания которого, нормы наружного освещения соответствуют только в промежутках подъездов 4-5 жилого .....

    Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц (на благоприятные условия проживания и благоустройства, на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам городского округа в ночное время, на безопасные условия дорожного движения, на личную неприкосновенность и пр.,), а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органом местного самоуправления предоставленных полномочий.

    Поскольку администрация городского округа – город Камышин в силу ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 36 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, она обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории города, в том числе для обеспечения уличного освещения.

    Учитывая изложенное, административный ответчик, не организовав до настоящего времени наружное освещение, допустил бездействие, которое влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

    При этом доводы представителя административного ответчика об отсутствии с их стороны бездействия суд находит несостоятельными. Само по себе составление локального сметного расчета на строительство уличного освещения не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления публичной обязанности. Организация освещения улиц подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат, установкой конструкции уличного освещения, которое должно соответствовать установленным технических требованиям, и пр. Доказательств инициирования хотя бы одного из перечисленных этапов, ответчиком не представлено.

    К ссылке представителя административного ответчика о том, что на разрешение спорного вопроса требуются денежные средства, вопрос о финансировании восстановления наружного освещения входит в компетенцию Камышинской городской Думы и до настоящего времени на заседаниях не разрешен, суд относится критически, поскольку формирование бюджета, разработка и утверждение программ по вопросам местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, при осуществлении которых должны приниматься во внимание требования законодательства, в том числе в части освещение улиц.

    Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в сфере благоустройства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчика, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

    Признав бездействие административного ответчика незаконным, суд, руководствуясь положениями ст. 187, 227 КАС РФ, возлагает на него обязанность устранить допущенное нарушение путем организации освещения по адресам: .... .... в соответствии с требованиями Свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», «ГОСТ Р 55706-2013.Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов среды обитания» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Убедительных мотивов, по которым административный ответчик считает установление данного срока для исполнения судебного акта неразумным или невозможным, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ...., ░░░░░░░░ ...., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ .... .....

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ...., ░░░░░░░░ .... ...., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5243330.2016 «░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 23-05-95*», «░░░░ ░ 55706-2013.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░», ░░░░░░ 1.2.3685-21 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░░░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2023 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░░░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-543/2023 ~ М-210/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камышинский городской прокурор
Ответчики
Администрация городского округа - город Камышин
Другие
Плотникова Светлана Юрьевна
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Волгоградской области и г. Камышине, Камышинскому, Жирновскому, Руднянскому районах
Комитет ЖКХ и КС Администрации городского округа - г. Камышин
МБУ "Благоустройство"
Суд
Камышинский городской суд Волгоградской области
Судья
Митрошина Е.Н.
Дело на сайте суда
kam--vol.sudrf.ru
09.02.2023Регистрация административного искового заявления
10.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Дело оформлено
21.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее