Административное дело № 2а-3398/2023
УИД № 62RS0004-01-2023-003559-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 12 декабря 2023 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Марковой А.С.,
при секретаре судебного заседания Вакориной М.В.,
с участием представителя административного истца Родиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Суркиной Дарьи Валерьевны к УФССП России по Рязанской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Рязани и Рязанскому району Терешиной Анне Игоревне, ОСП по г. Рязани и Рязанскому району об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Суркина Д.В. обратилась в Советский районный суд г. Рязани с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Требования мотивированы тем, что на исполнении ОСП по г. Рязани и Рязанскому району находится исполнительное производство в отношении Суркиной Д.В., возбужденное на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани. Определением мирового судьи судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани судебный приказ отменен. В связи с отменой судебного приказа, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, административной истец дд.мм.гггг. обратился в ОСП по г. Рязани и Рязанскому району с заявлением о прекращении исполнительного производства. дд.мм.гггг. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный ему судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, судебным приставом – исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Административный истец, указывая на то, что исполнительное производство, в связи с отменой судебного приказа на основании которого судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, подлежит прекращению, полагал, что постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным и подлежащем отмене.
Просил суд: признать незаконным действие судебного пристава ОСП по г. Рязани и Рязанскому району Терешиной А.И., выразившееся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от дд.мм.гггг., вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП от дд.мм.гггг.; обязать судебного пристава ОСП по г. Рязани и Рязанскому району Терешину А.И. отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от дд.мм.гггг., вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП от дд.мм.гггг..
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ОСП по г. Рязани и Рязанскому району, в качестве заинтересованного лица привлечена и.о. начальника ОСП по г. Рязани и Рязанскому району Кузьмичева И.С.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Административные соответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенных не явившихся лиц, участвующих в деле, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об органах исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства и иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В рамках рассмотрения и разрешения такой категории дел административный истец обязан доказать факт соблюдения установленного законом срока обращения в суд и (или) уважительность причин такого пропуска, а также подтвердить сведения о том, что оспариваемым решением, действиями (бездействием) нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения; в свою очередь, на административных ответчиках лежит обязанность доказать законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия, допущенного бездействия (ст. 62, 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (ст. 227 КАС РФ).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21, признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия такого решения, совершения действия.
Так, в соответствии с Законом об исполнительном производстве, непосредственно регулирующим порядок принудительного исполнения, в том числе судебных исполнительных документов, исполнительное производство должно осуществляться с учетом принципа законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. ст. 2, 4).
В порядке реализации данных норм, Закон об исполнительном производстве устанавливает ряд требований, от исполнения которых судебным приставом-исполнителем зависит его право на последующее совершение исполнительных действий и применения мер принудительного взыскания, и, как следствие, возникновение у сторон по исполнительному производству определенных обязанностей и (или) ответственности, а также дальнейший ход исполнительного производства.
К таким требованиям относится обязанность судебного пристава-исполнителя направить копию постановления о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления - взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
По общему правилу, установленному ст. 24 Закона об исполнительном производстве, лицо, участвующее в исполнительном производстве извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение.
Одновременно, п. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном документе гласит, что постановление о возбуждении исполнительного производства, в том числе может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя и направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе через единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
При этом, согласно п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными таким способом, при условии соблюдения порядка направления постановлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и порядка использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб», установленного Постановлением Правительства России от 29.06.2016 года № 606.
В силу положений ст. 30 Закона об исполнительном производстве, в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, судебный пристав-исполнитель вправе без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения.
К мерам принудительного исполнения ст. 68 Закона об исполнительном производстве относит и исполнительский сбор, налагаемый на должника за неисполнение исполнительного документа, каковой в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера для должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя составляет пять тысяч рублей, а для должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Однако, согласно ст. 112 Закона об исполнительном производстве, непосредственно право на взыскание с должника исполнительского сбора в случае неисполнения должником исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, возникает у судебного пристава-исполнителя только по истечению суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора также подлежит направлению (вручению) должнику в порядке, аналогичном порядку направления (вручения) постановления о возбуждении исполнительного производства.
По смыслу данных норм в их системном толковании, основанием для принятия судебным приставом-исполнителем решения о взыскании исполнительского сбора по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению, является неисполнение должником постановления о возбуждении исполнительного производства, при наличии документального подтверждения факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в совокупности с не представлением должником доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Кроме того, по смыслу положений ст. ст. 30, 64, 105, 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П и от 02.04.2015 года № 654-О, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществляемых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен соответствовать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода юридической ответственности.
При этом суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, а вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора или освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Судом установлено, что дд.мм.гггг. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Рязани и Рязанскому району ФИО8 на основании судебного приказа № от дд.мм.гггг., выданного мировым судьей судебного участка № судебного района Железнодорожного района г. Рязани, в отношении должника ФИО2 возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 69 646, 9 рублей.
дд.мм.гггг. между ФИО2 и ФИО3 зарегистрирован брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака ФИО2 присвоена фамилия ФИО11.
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района Железнодорожного района г. Рязани от дд.мм.гггг. судебный приказ мирового судьи судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани № от дд.мм.гггг. отменен.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
дд.мм.гггг. административный истец обратился в ОСП по г. Рязани и Рязанскому району с заявлением о прекращении исполнительного производства и отмене всех ограничений в связи с отменой судебного приказа на основании которого судебным приставом было возбуждено исполнительное производство.
В рамках данного исполнительного производства дд.мм.гггг. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 4 875, 28 рублей, обоснованное не исполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный ему судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения и не представление должником доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа в указанный срок.
Должник Суркина Д.В., обратившись в суд с рассматриваемым административным иском (дд.мм.гггг., что подтверждается штампом на почтовом конверте) в пределах установленного законом десятидневного срока (исчисляемого с даты получения постановления о взыскании исполнительского сбора), исходил из того, что судебный пристав-исполнитель нарушил положения закона, регулирующие взыскание исполнительского сбора. Полагал, что исполнительное производство, в связи с отменой судебного приказа на основании которого судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, подлежит прекращению, в связи с чем находил неправомерным сам факт наложения на нее штрафной санкции в виде исполнительского сбора.
По запросу суда административный ответчик материалы исполнительного производства не представил.
По данным общедоступной информации с официального сайта Федеральной службы судебных приставов по состоянию на день рассмотрения настоящего административного спора исполнительное производство №-ИП не окончено и находится в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Рязани и Рязанскому району ФИО8
На административных ответчиков в соответствии с требованиями ст. ст. 62, 226 КАС РФ возлагалась обязанность доказать обстоятельства, влияющие на оценку законности и обоснованности принятого решения, но таких доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в суд представлено не было.
Представленные в суд доказательства свидетельствуют об обратном, а именно о том, что до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем не было рассмотрено заявление Суркиной Д.В. о прекращении исполнительного производства №-ИП от дд.мм.гггг..
Сведений о подготовке и направлении ответа на заявление судебным приставом-исполнителем в материалы дела не представлено.
При таком положении дела, при наличии у судебного пристава-исполнителя на момент взыскания исполнительского сбора сведений об отмене судебного приказа, в отсутствие результатов рассмотрения заявления Суркиной Д.В. о прекращении исполнительного производства №-ИП от дд.мм.гггг., у суда имеется достаточно оснований для признания неправомерным решения судебного пристава-исполнителя о взыскании с Суркиной Д.В. исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░..
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░. ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░