Дело (УИД) №57RS0014-01-2023-000984-39
производство № 2а-1-942/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2023 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
с участием представителя административного истца администрации Мценского района Орловской области по доверенности Михеевой А.Ю., она же представитель заинтересованного лица Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Мценского района Орловской области к судебным приставам-исполнителям специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Гладковой Анастасии Андреевне, Уваровой Анжеле Андреевне, временно исполняющему обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кромкому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Сальниковой Ларисе Алексеевне, временно исполняющему обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов Васильковой Ольге Витальевне, Специализированному отделению судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация Мценского района Орловской области обратилась в суд с административным иском к специализированному отделению судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладковой А.А. от 16 мая 2022 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №, возбужденному 16 сентября 2021 года.
В обоснование административного иска указано, что администрация Мценского района является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа по гражданскому делу №, выданного Мценским районным судом Орловской области об обязании администрации Мценского района Орловской области зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на газопровод, расположенный в С. (реестровый номер Реестра муниципального имущества <адрес> №), и на газопровод, расположенный по адресу: Д. (реестровый номер в реестре муниципального имущества <адрес> №), в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
16 мая 2022 года в рамках данного исполнительного производства с администрации Мценского района Орловской области за неисполнение требований исполнительного документа взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения требования.
Решение Мценского районного суда Орловской области от 11 сентября 2019 года было исполнено в полном объеме 17 июля 2023 года.
Для исполнения требования, изложенного в решении Мценского районного суда Орловской области администрация Мценского района полагала необходимым обратиться в Арбитражный суд Орловской области о признании права собственности за муниципальным образованием на вышеуказанные газопроводы, поэтому исполнение судебного акта затянулось на срок, превышающий срок, предоставленный судом и установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом администрацией Мценского района были совершены действия, свидетельствующие о том, что были предприняты все меры для исполнения судебного акта.
Так, решением Арбитражного суда Орловской области от 07 июня 2021 года по делу № А48-2938/2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Управления по муниципальному имуществу Мценского района о признании права муниципальной собственности на газопровод низкого давления протяженностью 751 м, расположенного по адресу: Д. отказано. Постановлением кассационной инстанции Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2022 года кассационная жалоба на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.
Наряду с судебным арбитражным разбирательством по указанному делу администрация Мценского района обращалась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу №. В удовлетворении которого определением Мценского района Орловской области от 07 октября 2021 года, с учетом определения Орловского областного суда от 08 декабря 2021 года было отказано.
11 февраля 2022 года администрация Мценского района обратилась в Мценский районный Орловской области суд с заявлением о разъяснении решения суда от 11 сентября 2019 года. Определением того же суда от 28 февраля 2022 года в удовлетворении заявления администрации о разъяснении решения суда было также отказано с указанием о необходимости обратиться в Росреестр с судебным актом.
Администрация Мценского района неоднократно направляла решение суда от 11 сентября 2019 года в Управление Росреестра по Орловской области, однако получала ответ о том, что запрос оставлен без рассмотрения в виду отсутствия технической документации в формате XML.
Таким образом, в связи с отказом Управления Росреестра по Орловской области в осуществлении государственного кадастрового учета ввиду отсутствия необходимой технической документации администрация Мценского района в лице Управления по муниципальному имуществу Мценского района обратилась в АО «Газпром газораспределение Орел» г. Мценска с запросом о предоставлении копии проекта № на газопровод в Д., построенного в 2004 году и переданного администрации <информация скрыта> без технической документации на него.
Виду отсутствия данного проекта Управление по муниципальному имуществу Мценского района 31 мая 2022 года заключило договор подряда № с проектной организацией ОАО «<информация скрыта>» для изготовления проектной документации на газопровод в Д.. 29 июня 2022 года работы по договору подряда были выполнены и Дата кадастровому инженеру была передана проектная документация для анализа и подготовки в требуемом формате для Управления Росреестра. 17 июля 2023 года администрацией Мценского района Орловской области зарегистрировано право собственности на газопровод в Д.
В ходе исполнительного производства администрация Мценского района неоднократно сообщала судебному приставу-исполнителю об исполнении своих обязательств, обращалась об отложении исполнительных действий, извещала о причинах, препятствующих выполнению требований исполнительного документа в установленный срок. О ходе исполнения судебного решения по исполнительному производству также информировалась Мценская межрайонная прокуратура.
19 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП ввиду того, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Обращают внимание на то, что решение суда было частично исполнено до возбуждения дела об исполнительном производстве. Газопровод в С. постановлен на кадастровый учет 29 марта 2021 года, а газопровод в Д. – Дата.
19 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника – администрации Мценского района Орловской области.
По указанным основаниям, с учетом уточнения административных исковых требований административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора установленного постановлением по исполнительному производству №-ИП возбужденного 19 июля 2023 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области № от 16 мая 2022 года, которым с администрации Мценского района взыскан и не исполнен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Определениями суда от 25 июля 2023 года, 7 августа 2023 года к участию в настоящем деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Гладкова А.А., Уварова А.А., начальник отделения - старший судебный пристав СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Сальникова Л.А. и ГМУ ФССП России.
Протокольными определениями суда от 22 августа 2023 года, 11 сентября 2023 года к участию в настоящем деле привлечена в качестве административного ответчика временно исполняющая обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Василькова О.В., в качестве заинтересованного лица Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области, произведена замена ненадлежащего административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Сальниковой Л.А. на надлежащего административного ответчика временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кромкому и Троснянскому районам УФССП России по Орловской области Сальникову Л.А.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Мценского района и она же представитель заинтересованного лица Управления по Муниципальному имуществу Мценского района по доверенности Михеева А.Ю. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Гладкова А.А., Уварова А.А., временно исполняющая обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Василькова О.В., СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, временно исполняющая обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кромкому и Троснянскому районам УФССП России по Орловской области Сальникова Л.А., Мценский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не поступило.
Суд в порядке статьи 226 (части 6) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца администрации Мценского района и заинтересованного лица Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области Михеевой А.Ю., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорено в суде.
В силу пункта 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному, и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 указанного Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Закона.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу вышеприведенных положений закона и официальных разъяснений его применения, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом при рассмотрении административного дела установлено, что решением Мценского районного суда Орловской области от 11 сентября 2019 года по делу № удовлетворен частично иск Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Мценского района Орловской области о понуждении к действию. На администрацию Мценского района Орловской области возложена обязанность зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на газопровод, расположенный в С. (реестровый номер Реестра муниципального имущества <адрес> №), и на газопровод, расположенный в Д. (реестровый номер Реестра муниципального имущества <адрес> №), в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение вступило в законную силу 17 октября 2019 года и должно быть исполнено в августе 2020 года.
В связи с отказом Управления Росреестра по Орловской области в регистрации спорного газопровода, 18 мая 2020 года администрация Мценского района Орловской области в лице Управления по муниципальному имуществу Мценского района во исполнения решения суда от 11 сентября 2019 года обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском о признании права собственности на газопровод, расположенный в С..
Решением Арбитражного суда Орловской области по делу №А48-3874/2020 от 7 июня 2021 года за муниципальным образованием <адрес> признано право собственности на сооружение – газопровод низкого давления, С.
В судебном акте указано, что данное решение будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на спорный объект за муниципальным образованием Мценский район Орловской области. В силу п. 5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
О частичном исполнения решения суда от 11 сентября 2019 года свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о регистрации права собственности на газопровод низкого давления, расположенный в С. 29 марта 2021 года. Правообладателем данного объекта значится муниципальное образование Мценский район Орловской области.
Одновременно с подачей указанного иска 9 апреля 2020 года администрация Мценского района Орловской области в лице Управления по муниципальному имуществу Мценского района во исполнения решения суда от 11 сентября 2019 года обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском о признании права собственности на газопровод, расположенный в Д..
Решением Арбитражного суда Орловской области от 7 июня 2021 года по делу №А48-2938/2020 в удовлетворении исковых требований администрации Мценского района Орловской области о признании права собственности на газопровод дД. отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года решение Арбитражного суда Орловской области от 7 июня 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления по муниципальному имуществу Мценского района – без удовлетворения. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2022 года решение Арбитражного суда Орловской области от 7 июня 2021 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Управления по муниципальному имуществу Мценского района – без удовлетворения.
16 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области на основании исполнительного листа №, выданного Мценским районным судом Орловской области 31 августа 2021 года по гражданскому делу №, в отношении должника администрации Мценского районного суда Орловской области возбуждено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения: обязать администрацию Мценского района Орловской области зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на газопровод, расположенный в С. (реестровый номер Реестра муниципального имущества <адрес> №), газопровод, расположенный в Д. (реестровый номер Реестра муниципального имущества <адрес> №, в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Пунктом 2 постановления от 16 сентября 2021 должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В пункте 3 указанного постановления судебный пристав-исполнитель предупредил должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств, подтверждающих, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Копия постановления согласно представленного скриншота информационной системы АИС ФССП России направлена в адрес должника 19 сентября 2021 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое в эту же дату размещено в личном кабинете на Едином портале «госуслуг», прочтено администрацией Мценского района 21 сентября 2021 года.
Поскольку решение Мценского районного суда Орловской области от 11 сентября 2019 года по гражданскому делу № частично не было исполнено в отношении объекта недвижимости газопровода, расположенного в Д. в установленные в решении сроки (до августа 2020 года) и до вынесения постановления Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2022 года администрация Мценского района Орловской области обратилась в Мценский районный суд Орловской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1 августа 2023 года.
Определением Мценского районного суда Орловской области от 7 октября 2021 года в удовлетворении заявления администрации Мценского района об отсрочке исполнения решения суда было отказано.
Апелляционным определением Орловского областного суда от 8 декабря 2021 года определение судьи Мценского районного суда Орловской области от 7 октября 2021 года оставлено без изменения, частная жалоба администрации Мценского района Орловской области – без удовлетворения. Суды при вынесении судебных актов указали, что из решения Арбитражного суда Орловской области от 7 июня 2021 года следовала, что основанием для отказа в иске администрации Мценского района о признании права собственности на газопровод явилось то обстоятельство, что вопрос принадлежности газопровода был разрешен судом общей юрисдикции, обязавшим администрацию Мценского района зарегистрировать данное право.
11 февраля 2022 года администрация Мценского района обратилась в Мценский районный суд с заявлением о разъяснении решения суда от 11 сентября 2019 года указав, что указанное решение является основанием для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости право собственности за муниципальным образованием Мценского района на газопроводы указанные в решении суда.
Определением Мценского районного суда Орловской области от 28 февраля 2022 года в удовлетворении заявления администрации о разъяснении решения суда было также отказано с указанием об отсутствии оснований для разъяснения решения суда в порядке статьи 202 ГПК, при этом обращение заявителя в регистрирующий орган и отсутствие результата рассмотрения заявления на регистрацию не влияет на разрешение данного вопроса.
Администрация Мценского района неоднократно, в том числе 22 февраля 2022 года, 06 мая 2022 года направляла пакет документов с вступившим в законную силу судебным решением для проведения регистрационных действий в Управление Росреестра по Орловской области. Однако получала ответ о том, что запрос оставлен без рассмотрения в виду отсутствия технической документации в формате XML, а также уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, поскольку отсутствовал технический план соответствующего формата, который должен быть подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
14 марта 2022 года в связи с отказом Управления Росреестра по Орловской области в осуществлении государственного кадастрового учета из-за отсутствия необходимой технической документации администрация Мценского района в лице Управления по муниципальному имуществу Мценского района обратилась в АО «Газпром газораспределение Орел» г. Мценска с запросом о предоставлении копии проекта № на газопровод в <адрес>.
16 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Гладковой А.А., в связи с неисполнением администрацией Мценского района требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок вынесено постановление № о взыскании с администрации Мценского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Копия постановления направлена в адрес должника 16 мая 2022 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое в эту же дату размещено в личном кабинете на Едином портале «госуслуг», прочтено администрацией 9 июня 2022 года.
Указанным постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа администрацией Мценского района до 31 мая 2022 года.
Однако ввиду отсутствия данного проекта Управление по муниципальному имуществу Мценского района 31 мая 2022 года заключило договор подряда № с проектной организацией ОАО «<информация скрыта>» для изготовления копии проектной документации на газопровод в <адрес>.
6 июня 2022 года работы по договору подряда были выполнены и 18 августа 2022 года кадастровому инженеру В.С.З. была передана проектная документация для анализа и подготовки технической документации в требуемом формате для Росреестра.
Представитель административного истца Михеева А.Ю. в судебном заседании пояснила, что неоднократно указывали кадастровому инженеру ускорить работу по приведению проекта технической документации в требуемый формат.
Проект на газопровод кадастровым инженером В.С.З. администрации Мценского района был передан лишь 17 июля 2023 года и в тот же день зарегистрировано право собственности на газопровод в <адрес> за муниципальным образованием Мценский район Орловской области.
19 июля 2023 года исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Мценского района окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
19 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. в отношении администрации Мценского района Орловской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения по которому является исполнительский сбор в размере 50 000 рублей не исполненный должником.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, федеральный законодатель, закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, вправе предусмотреть и санкции за их нарушение. Учитывая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядку в целом, федеральный законодатель вправе установить специальную норму, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций.
Приведенная правовая позиция получила развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
С учетом того, что обстоятельств, с которыми закон связывает возможность освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, судом при рассмотрении дела не установлено, а обращение должника с исками в Арбитражный суд <адрес> с последующим обжалованием судебных актов, о невозможности исполнения решения суда к таковым не относится. Поэтому суд считает, что неисполнение администрацией Мценского района судебного акта в срок, предоставленный для добровольного исполнения, влечет обоснованное взыскание постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительского сбора, в связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения административного иска об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с этим судебный акт должником был частично исполнен, о чем был уведомлен судебный пристав-исполнитель. А также с учетом характера правоотношений, степени вины администрации Мценского района в неисполнении решения суда, в частности по независящим от администрации обстоятельствам кадастровым инженером на протяжении длительного времени приводилась техническая документация на объект недвижимости в соответствующий формат (в период с 18 августа 2022 года до 17 июля 2023 года), а также принятия должником мер направленных на частичное исполнение требований исполнительного документа, в результате чего оно и было исполнено.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что по данному исполнительному производству имеются предусмотренные частью 7 статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области от 16 мая 2022 года № по исполнительному производству №-ИП до 37500 рублей.
Кроме того, административным истцом представлены сведения финансового отдела администрации Мценского района о бюджете муниципального образования Мценский района на 2023 год, который принят с максимальным дефицитом 10% в размере 15,75 мл. рублей, что свидетельствует о сложном финансовом положении данного муниципального образования.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2022 ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 37500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░