Дело № 2а-256/2024
УИД 13RS0011-01-2024-000126-08
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 03 апреля 2024г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Косаревой Надежды Владимировны,
при секретаре судебного заседания Майоровой Ирине Васильевне,
с участием в деле
административного истца – Мастина Владимира Дмитриевича, участие которого обеспечено посредством системы видеоконференц-связи,
административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Милакиной Натальи Сергеевны, действующей по доверенности,
административного ответчика – начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Шавкун Александра Валерьевича,
административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Абаниной Натальи Николаевны, действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Абаниной Натальи Николаевны, действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мастина Владимира Дмитриевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» Шавкун А.В., Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Мастин В.Д. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, ИК-№) о признании незаконными действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, и взыскании компенсации за нарушение условий его содержания в ШИЗО ИК-№ в связи с тем, что камеры ШИЗО не обеспечены горячим водоснабжением он был вынужден осуществлять водные процедуры, такие как помывка посуды, стирку нижнего белья, влажную уборку помещения холодной водой, что создавало ему дискомфорт, что у него отсутствовала возможность приготовления горячей воды для бытовых нужд. Должностные лица исправительного учреждения не принимали мер в целях обеспечения горячей водой альтернативным способом.
Ссылаясь на ч.4 ст.15 Конституции РФ, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и судебную практику Европейского суда по правам человека, просит суд взыскать денежную компенсацию в размере 50 000 рублей за причиненные физические и нравственные страдания.
При подготовке дела к судебному разбирательству, учитывая заявленные истцом требования о взыскании денежной суммы в возмещение компенсации морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания за нарушение условий его содержания ШИЗО за период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, в силу положений части 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее по тексту ГПК РФ), части 1 статьи 227.1 Кодекса административного производства Российской Федерации, исковое заявление принято к рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Учитывая заявленные требования о взыскании в возмещение компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в период отбывания наказания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Шавкун А.В., ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц: УФСИН России по Республике Мордовия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия.
В судебном заседании административный истец Мастин В.Д. административное исковое заявление поддержал по основаниям, в нём изложенным. Просил признать ненадлежащими его условия содержания в ШИЗО и взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение условий содержания в ШИЗО в период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в размере 50 000 рублей. При этом просил суд признать допущенные бездействия администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия длящимися, поскольку по настоящее время в помещениях ШИЗО в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия горячее водоснабжение отсутствует, в связи с этим считать не пропущенным срок обращения в суд с настоящими требованиями.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Милакина Н.С. в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении административных исковых требований, ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения и за пропуском установленного законом срока обращения в суд с настоящим иском, применив срок исковой давности при разрешении требований по существу.
Представитель административного ответчика ФСИН России Абанина Н.Н., выступившая в судебном заседании одновременно и в интересах заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия, административные исковые требования не признала, пояснив, что нарушений условий содержания административного истца в период его содержания в ШИЗО ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия допущено не было, ответчиком ИК-№ предоставлено достаточно доказательств, опровергающих доводы административного истца и свидетельствующих об обеспечении надлежащих условий содержания административного истца Мастина В.Д. в ШИЗО в период отбывания наказания в ИК-№ в обозначенный им в административном иске спорный период. Административному истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Кроме того, просила суд применить срок исковой давности при разрешении требований по существу с применением последствий пропуска срока исковой давности без уважительных причин.
Административный ответчик начальник ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Шавкун А.В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (пункт 2 статьи 12.1 УИК РФ).
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (пункт 3 статьи 12.1. УИК РФ).
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что приговором Центрального окружного военного суда от 2 ноября 2021 г. Мастин В.Д. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 4 годам лишения свободы. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена не отбытая часть наказания по приговору Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 января 2012 г. и ему назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В период с 17 апреля 2012 г. по 14 июля 2020 г. и с 11 июня 2021 г. по 18 июня 2021 г. административный истец на основании приговора Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 января 2012 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
В период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия за нарушение режима содержания неоднократно водворялся в ШИЗО: 05.05.2012г., 20.05.2012г., 08.06.2012г., 23.12.2014г., 04.02.2015г., 03.07.2015г., 01.07.2020г., 08.07.2020г., 28.10.2020г., 11.06.2021г., о чем отражено в характеристике, в справке о поощрениях и взысканиях осужденного Мастина В.Д.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Мастиным В.Д. приведены доводы о том, что в виду отсутствия в камерах ШИЗО горячего водоснабжения, условия и порядок его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия не соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно положениям статьи 13 указанного закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 14 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
При проверке доводов административного иска об отсутствии в карантинном отделении и в камерах общежитий ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия горячего водоснабжения суд исходит из следующего.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 СП 2017 здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.1. СП 2017 данный свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Данный документ введен в действие с 21 апреля 2018 г. При этом, из содержания Приказа Минстроя России от 20 октября 2017 г. № 1454/пр, утвердившего свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», не следует, что приведенные в нем нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
Поскольку здание, в котором размещено ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, было построено и введено в эксплуатацию до принятия Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. № 130дсп, предусмотренные указанной инструкцией нормативы не могли учитываться при планировании и возведения здания исправительного учреждения.
Кроме того, обязательное наличие горячего водоснабжения в каждой камере, где содержатся осужденные, не предусмотрено стандартными минимальными правилами обращения с заключенными, принятыми Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшимся в Женеве в 1955 году, и утвержденными Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 13 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г..
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца об отсутствии горячего водоснабжения в помещениях ШИЗО, исследованными в судебном заседании доказательствами нашло подтверждение об обеспечении в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия осужденных, в том числе, содержащихся в ШИЗО, горячей водой иным способом, отличным от центрального горячего водоснабжения.
Справками за подписью заместителя начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия А.С. Чудакова подтверждается, что ежедневно перед приемом пищи в камерах ШИЗО,ОК,ЕПКТ в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия осужденным выдается кипяток. Так же горячая вода подается в душевые во время помывки. Горячей водой обеспечивается от котельной ИК. Помывка осужденных, содержащихся в ШИЗО, производится в душевых здания УПЛС, согласно утвержденного начальником колонии графика два раза в неделю: по средам и воскресеньям. По окончании помывки осужденных проводятся дизинфекции. Техническое состояние душевых удовлетворительное.
Стирка вещей, в том числе и костюмов х/б, свитеров, курток утепленных и шапок осужденных, в том числе, содержащихся в ШИЗО, осуществляется в банно-прачечном комбинате еженедельно, согласно графика, утвержденного начальником исправительного учреждения.
Помывка посуды после приема пищи осужденными, в том числе, содержащихся, в том числе в ШИЗО, осуществляется в моечной для столовой посуды, где моется посуда ручным и механическим способом с применением подогретой воды.
Кроме того, указанные обстоятельства установлены при проведении инспектирования ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия компетентными комиссиями УФСИН России по Республике Мордовия, осуществляющими контрольные проверки оценки деятельности учреждений, подведомственных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия в соответствии с утвержденными графиками инспекторских и контрольных проверок за 2012-2014, 2015-2017, 2018-2020 годы, что подтверждается обозренными в судебном заседании актами инспектирования ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия за 2012-2014, 2015-2017, 2018-2020 годы и имеющимися в деле их выписками.
Вышеприведенные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу.
Вышеприведенные обстоятельства установлены и нижеприведенными вступившими в законную силу судебными решениями.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 17.08.2023 по административному делу № 2а-277/2023 по административному иску Мастина Владимира Дмитриевича к Федеральному казенному учреждению «исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №» Федеральной службы исполнения наказаний, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, которым административные исковые требования Мастина В.Д. оставлены без удовлетворения. Указанное решение административным истцом обжаловалось в апелляционном и кассационном порядке. Решения судов первой и апелляционной инстанции оставлены без изменения первым кассационным судом общей юрисдикции, что подтверждается имеющимися в деле кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2024 года.
Предметом заявленных административным истцом Мастиным В.Д. по указанному административному делу №2а-277/2023 административных исковых требований, в том числе о взыскании денежной компенсации за действия(бездействия) ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия за не надлежащие условия содержания за период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, в том числе отсутствие горячего водоснабжения.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 17.08.2023 по административному делу № 2а-699/2023 по административному иску Мастина Владимира Дмитриевича к Федеральному казенному учреждению «исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконными действия (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, вступившим в законную силу 29.09.2023, отказано административному истцу в удовлетворении административных исковых требований. Предметом заявленных административным истцом Мастиным В.Д. по указанному административному делу №2а-699/2023 административных исковых требований, в том числе о взыскании денежной компенсации за действия(бездействия) ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия за не надлежащие условия содержания в ШИЗО за период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
В силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из представленного по запросу суда сообщения Дубравной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 13.03.2024 №8-1-20124/37-24-20890025 следует, что по поступившему обращению Мастина В.Д. от 12.04.2023 по факту нарушений условий содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия произведена прокурорская проверка, в ходе которой доводы по факту нарушения условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия не подтвердились. По результатам прокурорской проверки Мастину В.Д. дан ответ от 13.06.2023 №89-2023/20890025/Он296-23.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении его прав в период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республики Мордовия своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу не нашли.
При вышеприведенных обстоятельствах суд, установив, что подводка горячей воды к умывальникам, в том числе в помещениях ШИЗО ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, не была предусмотрена на момент строительства исправительного учреждения, горячее водоснабжение обеспечивалось иным способом, за счет электроводонагревателей, что усматривается из вышеприведенных справок, актов инспектирования ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия за 2012-2014, 2015-2017, 2018-2020 годы, суд приходит к выводу об отсутствии доказанности административным истцом нарушения условий его содержания в период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, а следовательно, оснований для взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания административного истца-осужденного Мастина В.Д. при отбывании наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия судом не усматривается.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 № 480-О-О).
Водворение осужденных в штрафной изолятор относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, приносящих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания.
Условия отбывания наказания административным истцом суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Административному истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Таким образом, в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении, что в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, и компенсации за нарушения условий содержания осуждённого Мастина В.Д. в ШИЗО ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям данным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В ходе рассмотрения дела по существу административным ответчиком заявлено о пропуске срока давности для обращения в суд с обозначенным административным исковым заявлением.
Как следует из административного иска, Мастин В.Д. оспаривает действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период с 17.04.2012г. по 18.06.2021г. С 18.06.2021г. административный истец в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия не содержится. Административное исковое заявление подано в суд 23.01.2024 года. Таким образом, срок обращения в суд с административным исковым заявлением указанной категории Мастиным В.Д. пропущен.
Из пояснений Мастина В.Д., данных в судебном заседании судом установлено, что ранее Мастин В.Д. неоднократно обращался в различные контролирующие органы, а также в суд с письменными обращениями. Соответственно административный истец не был лишен возможности своевременно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, в том числе ввиду пропуска процессуального срока обращения в суд.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░