Дело №2А-2885/2023
УИД 23RS0003-01-2023-004744-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
14 августа 2023 года город-курорт Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Грошковой В.В.,
при секретаре Фетисове В.В.,
с участиемадминистративного истца Копейко А.В.,
представителя административного истца Янцена О.В.,
представителя административного ответчика Дзюба Д.В.,
помощника Анапского межрайонного прокурора Тимаева А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.А.В. к Территориальной избирательной комиссии Анапская о признании незаконным решения ТИК Анапская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Т.И.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №23»,
у с т а н о в и л:
К.А.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Анапская о признании незаконным решения ТИК Анапская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Т.И.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №».
В обоснование заявленных требований указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутатыСовета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу № от избирательного объединения «Анапское городское отделение Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ». Так же территориальная избирательная комиссия Анапская решением от ДД.ММ.ГГГГг. № № зарегистрировала в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу № Т.И.В.
На официальном интернет-сайте избирательной комиссии размещен Первый финансовый отчет Т.И.В., в котором не указано наименование субъекта выдвижения. При этом в отношении кандидата Т.И.В. ТИК Анапская сочла отсутствие такой информации в первом финансовом отчете допустимой и осуществила его регистрацию в качестве кандидата не смотря на наличие этого недостатка в оформлении документа.
Вместе с тем у кандидата Б.Е.В., который баллотируется на другом избирательном округе, в числе выявленных недостатков, препятствующих регистрации в качестве кандидата, избирательной комиссией указано на такой недостаток, как отсутствие наименования субъекта выдвижения в Первом финансовом отчете.
Форма Первого финансового отчета утверждена постановлением Избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета», форма № Приложения № предусматривает указание субъекта выдвижения, то есть в данном случае в порядке самовыдвижения.
Полагает, что представленные кандидатом Т.И.В. в избирательную комиссию документы, составляющие первый финансовый отчет, оформлены с нарушением требований закона к форме документа, порядку его составления (подписания), что влечет отказ в регистрации в силу пунктов 3.1, 3.2 ч.2 ст. 74 Закона Краснодарского края ль 26.12.2005 №966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
В связи с чем, ссылаясь на ч.2 ст. 74 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №- КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», ч. 1 ст.45 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №- КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае»,административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение ТИК Анапская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Т.И.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №».
В судебном заседание административный истец К.А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного истца – Я.О.В., действующий на основании устного ходатайства, также поддержал заявленные К.А.В. требования и просил их удовлетворить. Одновременно суду пояснил, что указанное в административном иске нарушение послужило основанием для принятия ТИК Анапская решения об извещении другого кандидата Б.Е.В. о выявленных недостатках, не указавшего в своем первом финансовом отчете субъекта выдвижения. Относительно заявленного представителем административного ответчика ходатайства о пропуске срока обращения в суд с административным иском указал, что такой срок административным истцом не пропущен, так как он сдал иск в почтовое отделение связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть в последний день срока на обжалование решения ТИК. В данном случае применению подлежат положения ч.4 ст. 93 КАС РФ, согласно которой процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Представитель административного ответчика – ТИК Анапская – Д.Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен установленный ст. 270 КАС РФ срок на обращение в суд с настоящим административным иском, который исчисляется календарными днями и последний день срока предъявления иска истек ДД.ММ.ГГГГ, а иск получен судом ДД.ММ.ГГГГ. Также указал, что в данном случае применению подлежат положения п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Просил отказать в иске в связи с пропуском срока. Относительно существа заявленных требований суду пояснил, что понятие субъект выдвижения в Федеральном законе №-Фз отсутствует. Кроме того указал, что Т.И.В. является самовыдвиженцем, а указание в первом финансовом отчете наименование избирательного объединения требуется только в том случае, если кандидат выдвинут не в порядке самовыдвижения, а от какой либо политической партии, что имело место в случае с Б.Е.В., который был выдвинут Коммунистической партией.
В судебное заседание заинтересованное лицо Т.И.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он просит в удовлетворении административно иска отказать.
В связи с надлежащим извещением заинтересованного лица о дате слушания дела и мнением участвующих лиц суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие последнего.
Избирательная комиссия Краснодарского края, надлежащим образом уведомленная о дате слушания дела во исполнение ст. 243 КАС РФ, в судебное заседание не явилась, что в силу ч.1 и ч.3 ст. 243 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу в отсутствие последней.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Судом установлено, что решением ТИК Анапская № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец К.А.В. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета МО город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутого Анапским городским отделением Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ».
Кроме того решением ТИК Анапская № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета МО город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №, Т.И.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Учитывая, что и административный истец К.А.В., и заинтересованное лицо Т.И.В. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты по одному избирательному округу, суд приходит к выводу о том, что административный истец наделен правом на обращение в суд с настоящим административным иском.
Исходя из текста административного искового заявления следует, что административный истец К.А.В. оспаривает решение ТИК Анапская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Т.И.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Гостагаевскому сельскому одномандатному избирательному округу №».
В соответствии с ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение 10-ти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Согласно ч.7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
В силу ч.10 ст. 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 37-38 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2023 №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» независимо от причин пропуска не подлежат восстановлению сроки обращения в суд с административными исковыми заявлениямиоб отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
С учетом этого административный иск, апелляционные (частная) жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи.
Вместе с тем судом установлено, что административное исковое заявление К.А.В. направлено в Анапский городской суд посредством заказного письма с уведомлением через почтовое отделение ДД.ММ.ГГГГ и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приложенным к административному иску конвертом и сведениями сайта Почты России по номеру ШПИ №
Вместе с тем последним днем подачи административного иска об оспаривании решения ТИК Анапская от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Т.И.В. кандидатом в депутаты являлось ДД.ММ.ГГГГ. Однако административный иск подан в суд (поступил в суд) ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 240 КАС РФ 10-ти дневного срока, исчисляемого с даты вынесения оспариваемого решения ТИК (то есть с ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом административным истцом пропущен установленный ст. 240 КАС РФ срок подачи административного иска о защите избирательных прав в суд, что в силу ч. 10 ст. 240 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ссылки представителя административного истца на ч.4 ст. 93 КАС РФ, согласно которой процессуальное действие может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, и в случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, в связи с чем по его мнение сдача административного иска в почтовое отделение до 24-х часов ДД.ММ.ГГГГ, являющегося последним днем оспаривания решения ТИК, свидетельствует о том, что процессуальный срок административным истцом не пропущен, суд находит необоснованными, так как ч.4 ст. 93 КАС РФ не распространяется на процессуальные сроки, установленные статьей 240 КАС РФ, о чем указано в самой норме ч.4 ст. 93 КАС РФ.
В связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 240, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №23», - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.08.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)