Дело № 2а-1205/2024
УИД 42RS0023-01-2024-001301-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 15 августа 2024 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Жегловой Н.А.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мальцева Дмитрия Олеговича к Комитету по управление муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Мальцев Дмитрий Олегович обратился в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области с административным иском к Комитету по управление муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Требования мотивированы тем, что 03.05.2024 Мальцевым Д.О. в КУМИ Администрации Новокузнецкого муниципального округа через систему «Госуслуги» в электронном виде было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в <адрес>, в аренду для ведения огородничества. К заявлению были приложены все предусмотренные законом документы, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № ДД.ММ.ГГГГ за номером 2602-24/40 административным ответчиком было направлено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 16.05.2024. Мальцев Д.О. считает данное решение незаконным, поскольку оно не содержит законных оснований для отказа. Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, соответствует требованиям Земельного кодекса РФ. В связи с фактическим отсутствием на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов, зданий, сооружений, ответчик не имел законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, ответчик вышел за рамки своих полномочий, ошибочно применяя нормы действующего законодательства, нарушил регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации Новокузнецкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом изложенного просит признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № в аренду для ведения огородничества. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение 14 календарных дней с момента вынесения решения.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель - адвокат ФИО3 действующий на основании ордера на удовлетворении требований настаивали в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дали пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса ФИО4 действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала в полном объеме, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены сооружения – забор, следовательно отказа административного ответчика является законным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Куртуковское территориальное управление Администрации Новокузнецкого муниципального округа в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Мальцев Д.О. обратился в КУМИ Администрации Новокузнецкого муниципального округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Одновременно с заявлением административным истцом была представлена схема расположения земельного участка.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса мотивировал свое решение тем, что согласно п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с таким решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса, поскольку оно не соответствует действующему законодательству.
Так согласно пункту 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 19 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, в случае если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы права, основанием к отказу является расположение на испрашиваемом земельном участке не любых объектов, а лишь объектов капитального строительства, принадлежащих третьим лицам, за исключением самовольных построек.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
ДД.ММ.ГГГГ Куртуковского территориальным управлением Администрации Новокузнецкого муниципального округа составлен Акт № осмотра земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> округ, <адрес>. Из указанного акта с приложенной фототаблицей усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта. Доступ, подъезд к земельному участку имеется по землям общего пользования. Земельный участок не огорожен, не осваивается. С одной стороны имеется огороженный соседний земельный участок. Объекты капитального строительства и наземные коммуникации не обнаружены.
То есть, материалы дела не содержат сведения о том, что на спорном земельном участке находятся объекты капитального строительства или строительство которых не завершено.
Таким образом, судом констатирован факт, что на земельном участке, испрашиваемом административным истцом объектов, имеющих признаки капитальных не расположено.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается стороной административного ответчика на земельном участке, испрашиваемом административным истцом никаких объектов капитального строительства не расположено. Таким образом, решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка нельзя признать законным и, следовательно, оно подлежит отмене, а требования административного истца в данной части удовлетворению.
Рассматривая требования административного истца об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление административного о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение 14 календарных дней с момента вынесения решения суд приходит к следующему.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать указание на признание незаконным оспоренного решения, действий (бездействия), а также указание на принятие решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, направленных на восстановление нарушенного права, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
При удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.
Помимо этого, в силу пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в 2022, 2023 и 2024 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы», было установлено, что в 2022-2024 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в рамках антикризисных мер, направленных на поддержку социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации, предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов государственный или муниципальный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленный ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней (подп. "в" п. 1 постановления Правительства РФ).
Следовательно, названным постановлением Правительства установлен специальный срок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельного участка с собственность без проведения торгов, отличающийся от сроков, установленных в Земельном кодекса РФ.
Исходя из указанного, признавая незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса в предварительном согласовании предоставления земельного участка административному истцу, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения спорного вопроса, относящегося к предмету обжалования, в целях восстановления нарушенного права заявителя в срок предусмотренный подп. "в" п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы, а именно не более 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязывая административного ответчика рассмотреть заявление административного истца в срок не более 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу суд исходит из того, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Следовательно, требование об обязании административного ответчика рассмотреть заявление административного истца в течение 14 календарных дней с момента вынесения решения суда является не основанным на законе, поскольку в указанный период решение является не вступившим в законную силу, может быть обжаловано и, следовательно, не может быть обязательным для его исполнения.
Руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №░-1205/2024 (42RS0№-69) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.