Дело №2а-1624/2019
УИД 26RS0010-01-2019-002498-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года |
г.Георгиевск |
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Купцовой С.Н.
при секретаре Карапетяне Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело по административному иску ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края к Калашникову Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Георгиевску СК обратилась в суд с административным иском к Калашникову С.В. о взыскании задолженности по уплате налога на транспорт с физических лиц в размере 3850 рублей и пени на транспорт с физических лиц в размере 806,54 рублей.
В обоснование заявленных требований ИФНС России по г.Георгиевску СК указала, что Калашникову С.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство №
В связи с наличием в собственности указанного имущества Калашников С.В. является плательщиком транспортного, и земельного налога.
В соответствии с ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Во исполнение требований закона Калашникову С.В. были направлены налоговые уведомления №690198 от 15 апреля 2015 года, №43088730 от 31 августа 2017 года. Однако в установленный законом срок Калашников С.В. налоги в бюджет не уплатил.
В связи с неуплатой налога Калашникову С.В. была начислена задолженность в размере 4656,54 рублей, в том числе: задолженность по уплате налога на транспорт с физических лиц в размере 3850 рублей и пени на транспорт с физических лиц в размере 806,54 рублей.
В связи с наличием задолженности Калашникову С.В. были направлены требования об уплате налогов и пени: №12509 от 06 марта 2018 года; №1669 от 02 марта 2017 года; №55401 от 01 декабря 2015 года. Однако до настоящего времени задолженность по налогам Калашниковым С.В. не погашена.
В связи с изложенным просят взыскать налоги и пеню в судебном порядке, а также возложить на административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель административного истца ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края Хлыбова Е.С. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа. Административные исковые требования о взыскании поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
Административный ответчик Калашников С.В., в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным, не явился, ходатайств об отложении, либо рассмотрении административного дела в свое отсутствие, а также возражений по заявленным требованиям не представил.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ явка указанных лиц не признавалась обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать; выполнять законные требования налогового органа об установлении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
На основании ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно ч.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В силу ч.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя в предусмотренных названной статьей размерах.
Согласно ст.3 Закона Ставропольского края «О транспортном налоге» №52-кз от 27 ноября 2002 года (в редакции Закона СК от 28 ноября 2006 года №84-кз), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений ч.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Как установлено судом, Калашникову С.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство №
Указанное транспортное средство является объектом налогообложения, а Калашников С.В., соответственно, плательщиком транспортного и земельного налога.
В установленные законом сроки налоговые платежи административным ответчиком в полном объеме уплачены не были.
В связи с неуплатой налога Калашникову С.В. была начислена задолженность в размере 4656,54 рублей, в том числе: задолженность по уплате налога на транспорт с физических лиц в размере 3850 рублей и пени на транспорт с физических лиц в размере 806,54 рублей.
В связи с наличием задолженности Калашникову С.В. были направлены требования об уплате налогов и пени: №12509 от 06 марта 2018 года; №1669 от 02 марта 2017 года; №55401 от 01 декабря 2015 года. Однако до настоящего времени задолженность по налогам Калашниковым С.В. не погашена.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании представляет собой совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного ст.70 НК РФ, срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании и шестимесячного срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ.
При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как установлено судом и подтверждается соответствующими письменными доказательствами, во исполнение требований закона Калашникову С.В. были направлены требования об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности №12509 от 06 марта 2018 года; №1669 от 02 марта 2017 года; №55401 от 01 декабря 2015 года.
Однако до настоящего времени задолженность по налогам Калашниковым С.В. не погашена.
В случае неуплаты налога в установленный законом срок, в силу ст.75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
В связи с неуплатой налогов Калашникову С.В. была начислена задолженность по налогам за 2014 год и 2016 год.
Принимая во внимание приведенные ранее положения действующего законодательства и размер задолженности, предельный срок обращения ИФНС по г.Георгиевску в суд с заявлением о принудительном взыскании с Калашникова С.В. налоговых платежей истек в ноябре 2018 года по последнему требованию №12509 от 06 марта 2018 года.
10 декабря 2018 года, то есть уже за пределами срока, ИФНС РФ по г.Георгиевску обратилась к мировому судье судебного участка №3 г.Георгиевска и Георгиевского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Калашникова С.В. задолженности по уплате налогов. 20 декабря 2018 года на основании заявления должника указанный судебный приказ отменен. Административное исковое заявление поступило в суд 17 июня 2019года.
Таким образом, ИФНС РФ по г.Георгиевску пропущен установленный законом предельный срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а соответственно и с настоящим административным иском.
В судебном заседании представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска о взыскании задолженности по налогам со ссылкой на то, что в силу ст.46 НК РФ, такое право государством суду предоставлено с целью восстановления возможности взыскать просроченную задолженность с недобросовестного налогоплательщика, притом что налоговый орган рассчитывает и исходит из добросовестности налогоплательщика в исполнении им обязанности самостоятельно оплатить налоговые платежи. Недобросовестные налогоплательщики, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестные.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ИФНС России по г.Георгиевску СК о восстановлении срока, поскольку доказательств наличия уважительных причин его пропуска ею не представлено. Более того налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
К тому же, как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 ноября 2007 года № 8241/07, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Таким образом, не только налог на транспорт с физических лиц, но и пеня тем более взысканию с Калашникова С.В. не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ 2014, 2016 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3850 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 806,54 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░