РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
11.01.2021.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску Леонова С. С. к военному комиссару г.Сочи, призывной комиссии Военного комиссариата г.Сочи Краснодарского края об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии г.Сочи о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу.
В обоснование требований указывает, что Решением призывной комиссии г.Сочи он, Леонов С.С., был признан годным к военной службе.
Оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пп."а" п.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. При принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.
Доказательством принятия оспариваемого решения служит Повестка для явки 20.11.2020 в 09.00 часов в военный комиссариат г.Сочи для отправки к месту прохождения военной службы, выданная ему по результату заседания Призывной комиссии (п 16 "Положения о призыве на военную службу граждан РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663)).
Решение призывной комиссии г.Сочи считает незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении (п.13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663).
Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 № 240/168) (далее - "Инструкция").
Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565).
В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, он обращался с устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведения мероприятий связанных с призывом на военную службу граждан, не прибывающих в запасе. В своих заявлениях он говорил о следующих проблемах со здоровьем: "Голова тяжелая, в висках стучит, давление в глазах, сердце давит. Наследственная артериальная гипертензия по отцовской линии". Считает, что данные симптомы проявляются у него из-за возможного заболевания, а именно: "Гипертоническая болезнь". Согласно ст.43 п."В" Расписания болезней, на основании которых предписано определять категорию годности "В" -ограниченно годен к военной службе в случае наличия указанных заболеваний.
Таким образом, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами-специалистами он не был осмотрен, не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношение него категории годности к военной службе, выразившееся в не применении в отношение него ст.43 п. "В" Расписания болезней, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию решений о призыве на военную службу.
Согласно п.7 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решення (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта РФ или вступления в законную снлу решения суда.
Представителем административного ответчика Военного комиссариата Краснодарского края подан отзыв на административный иск, согласно которого просит в требованиях отказать.
В обоснование возражений указывает, что Леонов С.С., 2001 г.р., состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Сочи с 30.01.2018.
При первоначальной постановке на воинский учет, в год достижения 17 лет, при прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи, Леонову С.С. была выставлена предварительная категория годности к военной службе Б-3, годен к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с имеющимся заболеванием "сколиоз грудного отдела позвоночника I степени без нарушения функции".
При прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи в период проведения призывной кампании "Весна - 2019", Леонову С.С. была выставлена категория годности к военной службе Б-4 и решением призывной комиссии г.Сочи от 16.04.2019 (протокол № 11) предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п."а" ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" до 30.06.2020.
При прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи в период проведения призывной кампании "Осень - 2020", Леонов С.С. заявил ряд жалоб на состояние здоровья и был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ "Городская больница № 4 г.Сочи", где по результатам диагностических исследований ему был установлен диагноз "Желудочковая экстрасистолия 1гр. по Лауну".
На основании указанного диагноза врачом-терапевтом военного комиссариата г.Сочи была установлена категория годности к военной службе Б-4, на основании ст.42 п."г" графы I расписания болезней и таблицы 1 (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565).
Заключение медицинской комиссии Леонов С.С. установленным порядком не обжаловал, жалобу военному комиссару Краснодарского края о направлении на конфликтную комиссию не направлял.
Решением призывной комиссии г.Сочи от 11.11.2020 (протокол № 29) Леонов С.С. был призван на военную службу и предназначен в команду № 3101-1 с датой отправки 20.11.2020, в назначенное время не прибыл.
В своем административном заявлении Леонов С.С. обжалует действия призывной комиссии г.Сочи, хотя по смыслу заявления оспаривает заключение медицинской комиссии о вынесенной ему категории годности к военной службе, при этом основываясь на своих субъективных суждениях, не подтвержденных им документально.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" на призывную комиссию в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, возлагаются обязанности по принятию одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Таким образом, решение призывной комиссии г.Сочи от 11.11.2020 о призыве Леонова С. С. на военную службу считаю законным и обоснованным.
В судебном заседании административный истец не явился.
Судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч.2 ст.96 КАС РФ).
В силу ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из материалов дела, судом своевременно ответчику направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела. В место вручения извещение поступило своевременно, однако по вине административного истца не было получено. При указанных обстоятельствах риск неполучения извещения лежит на ответчике, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Краснодарского края просил провести рассмотрение дела в ее отсутствие, представлены возражения на административный иск, в котром выражено не согласие с требованиями административного истца.
Административный ответчик администрация г.Сочи своего представителя не направляла, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив имеющиеся позиции сторон, материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно п.1 ст.26 которого призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В п.1 ст.31 названного закона установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст.5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п.4).
В силу п.3 названной ст.5.1 порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее - Положение).
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п.4 Положения).
Согласно п.6 Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ ". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п.20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Аналогичные требования содержатся в п.13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ ".
Согласно п.21 Положения руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения РФ. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования при наличии сомнений в годности призывника к военной службе, он подлежит направлению на дополнительное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья.
Как следует из материалов дела, административный истец Леонов С.С., 2001 г.р., состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Сочи с 30.01.2018.
При первоначальной постановке на воинский учет, в год достижения 17 лет, при прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи, Леонову С.С. была выставлена предварительная категория годности к военной службе Б-3, годен к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с имеющимся заболеванием "сколиоз грудного отдела позвоночника I степени без нарушения функции".
При прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи в период проведения призывной кампании "Весна - 2019", Леонову С.С. была выставлена категория годности к военной службе Б-4 и решением призывной комиссии г.Сочи от 16.04.2019 (протокол № 11) предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п."а" ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" до 30.06.2020.
При прохождении медицинской комиссии военного комиссариата г.Сочи в период проведения призывной кампании "Осень - 2020", Леонов С.С. заявил ряд жалоб на состояние здоровья и был направлен на дополнительное обследование в ГБУЗ "Городская больница № 4 г.Сочи", где по результатам диагностических исследований ему был установлен диагноз "Желудочковая экстрасистолия 1гр. по Лауну".
На основании указанного диагноза врачом-терапевтом военного комиссариата г.Сочи была установлена категория годности к военной службе Б-4, на основании ст.42 п."г" графы I расписания болезней и таблицы 1 (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565).
Заключение медицинской комиссии Леонов С.С. установленным порядком не обжаловал, жалобу военному комиссару Краснодарского края о направлении на конфликтную комиссию не направлял.
Решением призывной комиссии г.Сочи от 11.11.2020 (протокол № 29) Леонов С.С. был призван на военную службу и предназначен в команду № 3101-1 с датой отправки 20.11.2020, в назначенное время не прибыл.
Пунктом 6 ст.61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ " установлено, что при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза.
Согласно п.8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец во внесудебном порядке не воспользовался в соответствии с нормами п.8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не предоставлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования административный истец имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности к военной службе.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13.01.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░