Дело №2а-299/2023
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2023-000207-24
Мотивированное решение
изготовлено 20 апреля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 10 апреля 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой Ольге Александровне, Межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/23/71540 от 01.03.2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области (далее МОСП по ОВИП) Карповой О.А., Межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/23/71540 от 01.03.2023 года. Требования мотивированы тем, что заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. возбуждено исполнительное производство №2967/23/44001-ИП от 07.02.2023г. на основании исполнительного листа ФС №038729716 от 28.12.2022г., выданного Мантуровским районным судом по делу 2-136/2022, об обязании администрации г.о.г. Мантурово Костромской области предоставить ФИО2, [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения – благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилого фонда. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом - исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №44001/23/71540 от 01.03.2023 года в размере 50000 рублей. Административный истец согласен с постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду отсутствия перечисления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций, а дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований не представляется возможным, так как у администрации г.о.г.Мантурово имеется дефицит бюджета, муниципальный долг на 01.01.2023г. 134652,0 тыс. рублей. Приобретение жилых помещений в специализированный жилищный фонд производится в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного вышеуказанным законом, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя срок.
Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности б/н от 13.03.2023 года) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что администрацией неоднократно в адрес главного распорядителя средств бюджета, из которого осуществляется представление межбюджетного трансферта – департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области направлялись обращения о выделении денежных средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, однако указанный департамент в ответах на обращение указывает, на то, что по данным департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в г.Мантурово нет исполнительных листов по делам об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам. В соответствии с чем бюджету городского округа город Мантурово Костромской области не предусмотрены субвенции на приобретение жилья для указанной категории лиц на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований не представляется возможным, по причине дефицит бюджета муниципального образования.
Административные ответчики и заинтересованное лицо ФИО2, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств суду не направили.
Мантуровский межрайонный прокурор просил рассмотреть административное дело без его участия, указав, что права и обязанности прокурора при разрешении административного дела не затрагиваются.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.
Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Мантуровского районного суда от 12 июля 2022 года, вступившим в законную силу 12 декабря 2022 года. на муниципальное образование – г.о.г. Мантурово в лице администрации г.о.г. Мантурово возложена обязанность предоставить ФИО2, [Дата] года рождения, на территории города Мантурово Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
07.02.2023 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. возбуждено исполнительное производство №2967/23/44001-ИП на основании исполнительного листа ФС №038729716 от 28.12.2022г., выданного Мантуровским районным судом по делу 2-136/2022 от 12.07.2022 года.
01.03.2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление №44001/23/71540 о взыскании исполнительского сбора с должника администрации г.о.г.Мантурово.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 N 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Пунктом 1 ст.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий определяется как сумма субвенций, исчисленных по всем муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам) Костромской области (п.1 ст.6 ФЗ №620-5-ЗКО).
Таким образом, Костромской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
Размер субвенций в 2022 году составил 1241200,00 рублей (л.д. 10).
По сообщению администрации г.о.г.Мантурово в адрес Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от 16.08.2022г. №3201 администрацией г.о.г.Мантурово заключено два муниципальных контракта на приобретение жилья для детей-сирот, израсходовано 1241000,00 рублей. Остаток субвенций составляет 0,00 рублей, субвенции на 2023 год и 2024 год составляют 0,00 рублей (л.д.15).
Из ответов Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в адрес главы г.о.г. Мантурово от 14.10.2022г, 25.11.2022г. следует, что в соответствии с Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджету г.о.г. Мантурово Костромской области не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей. Перераспределение средств субвенции в 2023 году возможно только при экономии средств образовавшейся в результате проведенных конкурсных процедур муниципальными образованиями на приобретение жилых помещений для вышеуказанной категории граждан (л.д.20,24).
Согласно сводного реестра муниципальных долговых обязательств г.о.г. Мантурово Костромской области по состоянию на 01.02.2023г. задолженность бюджета составляет 134652000,00 рублей (л.д.9).
Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, проводила закупку жилых помещений для детей-сирот.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, являются отсутствие надлежащего финансирования для обеспечения переданных государственных полномочий органу местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2023 ░░░░ №44001/23/71540 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №2967/23/44001-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░