Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3580/2023 ~ М-1951/2023 от 06.04.2023

Дело № 2а-3580/2023

22RS0068-01-2023-002315-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2023 года               г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Пухальской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 7404,95 руб. (2005 руб. за 2018 год, 2700 руб. за 2019 год, 2699,95 руб. за 2020 год), пени в размере 107,05 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 173 руб. (137 руб. за 2017 год, 36 руб. за 2018 год), пени в размере 2,75 руб.; задолженность по земельному налогу в размере 694 руб. (555 руб. за 2017 год, 139 руб. за 2018 год), пени в размере 11,03 руб., на общую сумму 8392,78 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <данные изъяты>, земельный участок по адресу: .... кадастровый №, жилой дом по адресу: .... кадастровый №. В связи с владением указанными объектами ФИО1 начислен транспортный налог за 2018, 2019, 2020 годы, земельный налог за 2017 и 2018 годы, налог на имущество физических лиц за 2017 и 2018 годы в указанных выше суммах. Налоговые уведомления, требования об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.388, ч.1 ст.389 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.ст. 399, 400, 401 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363, п.1 ст.397, п.1 ст.409 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2018, 2019 и 2020 году принадлежало на праве собственности транспортное средство марки <данные изъяты>; в 2017 и 2018 годах принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости: земельный участок по адресу: .... кадастровый №, жилой дом по адресу: ...., кадастровый №, что подтверждается сведениям УМВД России по г.Барнаулу, выписками из ЕГРН.

В связи с владением административным ответчиком транспортным средством, объектами недвижимого имущества налоговым органом ФИО1 начислены соответствующие налоги:

- в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ начислены земельный налог за 2017 год в сумме 555 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 137 руб., установлен срок уплаты данных налогов – не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог за 2018 год в сумме 2005 руб., земельный налог за 2018 год в сумме 139 руб., налог на имущество за 2018 год в сумме 36 руб., установлен срок уплаты данных налогов не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- в налоговом уведомлении № от 03.08.20202 начислен транспортный налог за 2019 год в сумме 2700 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ начислен транспортный налог за 2020 год в сумме 2699,95 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В данные сроки оплата указанных в налоговых уведомлениях налогов не произведена, в связи с чем налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налогов 692 руб., пени 11,36 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налогов 2180 руб., пени 30,21 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 2700 руб., пени 79,26 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 2699,95 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Однако требования также не были исполнены административным ответчиком.

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за указанные периоды и пени налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок (исходя из срока исполнения самого раннего требования № - до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что общая сумма задолженности по налогам и пени не превысила 10 000 руб.).

Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание дату отмены судебного приказа, а также положения ст. 48 НК РФ, налоговый орган должен был обратиться в суд с административным исковым заявлением не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Однако с настоящим иском административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного ст. 48 НК РФ, в обоснование которого указано на то, что осуществляя контроль над своевременной оплатой налогов физическими лицами, административный истец также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Оценивая обстоятельства, на которые ссылается административный истец, суд полагает заявленное ходатайство не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

К уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.

В данном случае административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих налоговому органу своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением, не названо и в ходе судебного разбирательства не установлено. При этом налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

Период пропуска срока – более одного месяца - не может быть признан незначительным, поскольку для налоговой инспекции как уполномоченного государственного органа, основной целью которого является сбор налогов, такой период является существенным.

Таким образом, оснований для восстановления срока на обращение в суд с указанным административным иском у суда не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о пропуске срока обращения в суд и отсутствии оснований для его восстановления, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.06.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3580/2023 ~ М-1951/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС №16 по АК
Ответчики
Черемных Илья Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Ваншейд Анна Константиновна
Дело на сайте суда
centralny--alt.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация административного искового заявления
06.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
11.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее