УИД 65RS0001-01-2023-005007-02
Дело № 2а-5693/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2023 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Булановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Южно-Сахалинска об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация города Южно-Сахалинска обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привела следующие обстоятельства.
Административный истец является стороной исполнительного производства №, на администрацию города возложена обязанность оборудовать накопительные площадки, расположенные по <адрес> промышленный район, с кадастровым номером №; <адрес> промышленный район по восточной стороне <адрес> производственной территории ООО <данные изъяты> (<адрес>) с кадастровым номером №; г.Южно-Сахалинск, северный промышленный район по восточной стороне <адрес> производственной территории ООО <данные изъяты> (<адрес> с кадастровым номером №, обваловкой по всему периметру, исключающей попадание талых вод на рельеф; водосборными лотками и системой транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждением по всему периметру; - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. 01.03.2023 года судебный пристав-исполнитель ФИО вынесла постановление о взыскании с администрации города исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение требований неимущественного характера. К настоящему времени возможность исполнения требования утрачена. В рамках муниципального контракта выполнены работы по очистке от остатков снеготаяния вручную и механизированным способом всех трех земельных участков. Земельные участки с кадастровыми номерами № не используются для размещения снежных масс, в связи с чем, выполнение работ по обваловке по всему периметру земельных участков, исключающей попадание талых вод на рельеф; водосборными лотками и системой транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждения по всему периметру нецелесообразно. Кроме того, для строительства производственной базы для <данные изъяты>» земельный участок с кадастровым номером № увеличен за счет смежного земельного участка №, площадь которого уменьшена с <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером № используется теперь в качестве подъездных путей к строящемуся объекту. На день вынесения административным ответчиком постановления о взыскании исполнительского сбора возможность исполнения требований у должника отсутствуют. Не оспаривая законность постановления о взыскании исполнительского сбора, администрация города Южно-Сахалинска просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от 01.03.2023 года, вынесенному в рамках исполнительного производства №.
Определением от 05.06.2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ФИО
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещались судом в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению. Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Действующее законодательство возлагает функцию принудительного исполнения требований исполнительных документов в Российской Федерации на службу судебных приставов и непосредственно на судебных приставов-исполнителей, определяя порядок и процедуру совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в Федеральном законе от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Положениями статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу названной нормы начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа закон связывает с моментом доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с положениями статьи 112 названного нормативного правового акта исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Данный сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Из материалов дела суд установил, что 08.07.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области ФИО возбуждено исполнительное производство №, взыскатель – Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, должник – администрация города Южно-Сахалинска, предмет исполнения – оборудовать накопительные площадки, расположенные по <адрес> промышленный район, с кадастровым номером №; г.Южно-Сахалинск, северный промышленный район по восточной стороне <адрес> производственной территории ООО <данные изъяты> (<адрес>) с кадастровым номером №; г.Южно-Сахалинск, северный промышленный район по восточной стороне <адрес> производственной территории ООО <данные изъяты> (<адрес>) с кадастровым номером №, обваловкой по всему периметру, исключающей попадание талых вод на рельеф; водосборными лотками и системой транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждением по всему периметру; - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное исполнительное действие оформлено соответствующим постановлением, в котором пристав установила должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В пункте 3 постановления должнику разъяснены материальные последствия неисполнения исполнительного документа в установленный срок - взыскание исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику заказной почтой, получено им 09.11.2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с соответствующим почтовым идентификатором. В 5-дневный срок требование исполнительного документа исполнено не было.
Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, должник в службу судебных приставов не представил.
По причине неисполнения требований исполнительного документа в установленный приставом срок, 01.03.2023 года административный ответчик ФИО вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным.
Между тем, суд считает возможным освободить администрацию города Южно-Сахалинска от взыскания исполнительского сбора.
Так, согласно руководящим разъяснениям пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В спорном случае, освобождая административного истца от уплаты исполнительского сбора, суд исходит из того, что в соответствии со статьёй 1 Положения об администрации города Южно-Сахалинска, принятого решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 07.12.2012 года, администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», наделённым Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Сахалинской области.
Согласно статье 6 Положения об администрации, финансирование администрации города осуществляется в пределах средств, предусмотренных администрации города бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной сметой администрации города Южно-Сахалинска.
Учитывая предмет взыскания, а также то обстоятельство, что перечисленные в судебном решении земельные участки после их очистки не используются администрацией города по назначению, и выполнение указанных в решении суда работ является нецелесообразным расходованием бюджетных средств, суд считает, что основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора имеются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 01.03.2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 08.07.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░