Дело № 2а-6431/2023
УИД 78RS0015-01-2023-003413-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года Санкт-Петербург
Невский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Яковчук О.Н.,
при секретаре Криворучко Е.О.,
с участием представителя административного истца Баева Р.А., административного ответчика Васильевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу к Васильевой Н. Г. о взыскании недоимки по уплате налогов, пени,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильевой Н.Г. и просит взыскать с ответчика недоимку по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020-2021 годы в размере 35902,91 руб., пени в размере 130,29 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8426,00 руб., пени в размере 31,04 руб., недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 1763,00 руб. (л.д. 3-9).
В обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик обязательства по уплате установленных законом взносов, транспортного налога, в установленные законом сроки не исполнила.
Представитель административного истца в суд явился, на удовлетворении иска настаивал.
Административный ответчик в суд явилась, полагала, что исковые требования, ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока на подачу иска в суд удовлетворению не подлежат.
Согласно положению ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик в исковой период был зарегистрирована в качестве адвоката не производящего выплаты и вознаграждения физическим лицам, в собственности ответчика зарегистрирован автомобиль: Опель Astra, государственный регистрационный знак У611КР98 (л.д. 3-5).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
П. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).
Налоговая база в отношении транспортных средств согласно статье 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации); налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции на момент возникновения обязанности по уплате налога).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 2 статьи 52 и пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции на момент возникновения обязанности по уплате налога).
Срок для уплаты транспортного налога установлен ч. 1 ст. 363 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2020 году ответчику был начислен транспортный налога в размере 1763,00 руб., о чем направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), уведомление направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в 4 час. 03 мин. (л.д. 15).
Поскольку ответчиком в установленный законом срок страховые взносы, транспортный налог уплачены не были, МИФНС №24 по Санкт-Петербургу ответчику направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов в пенсионный фонт за 2020 год в размере 3454,91 руб. и пени, требование направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в 5 час. 10 мин. (л.д. 17), требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 1763,00 руб. (л.д. 18), требование направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 03 мин. (л.д. 18), требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по взносам за 2021 год (л.д. 20-21), требование направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в 6 час. 34 мин. (л.д. 22).
Межрайонная ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка № Санкт-Петербурга с заявлением, о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам, налогу, пени за исковой период (л.д. 12-13).
Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по взносам, налогу, пени за исковой период отменен (л.д. 11).
Суд, оценив собранные по делу доказательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положением ст.92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день (ст.93 ч.2 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, п.3 ст. 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Представитель административного истца, заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд в порядке главы 32 КАС РФ, ссылаясь на наличие уважительных причин, препятствовавших своевременному предъявлению требований о взыскании с административного ответчика налога и пени, а именно на большой объем работы и загруженность налоговой инспекции (л.д. 6).
С административным иском Межрайонная ИФНС России №24 по СПб обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3),
Шестимесячный срок обращения с исковым заявлением начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ, однако, установленный законом срок для обращения в суд с исковым заявлением по данной категории административных дел о взыскании недоимки по обязательным платежам налоговым органом не соблюден, административный истец обратился в суд спустя более чем шесть месяцев после отмены судебного приказа.
В определениях от 27 марта 2018 года N 611-О, от 17 июля 2018 года N 1695-О, от 30 января 2020 года N 20-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что положения статьи 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Представителем административного истца не представлено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу на протяжении длительного времени обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением; при этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска. Доводы административного истца о пропуске срока в связи с большим объемом работы, суд не принимает в качестве уважительных причин, дающих основание для применения ст.95 КАС РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, его представителям известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока обращения в суд общей юрисдикции в порядке искового производства является самостоятельным основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока представителем административного истца не приведено, ходатайство о его восстановлении удовлетворению не подлежит, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом пропущен, исковые требования о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №24 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.