Дело № 2а-1097/2023
УИД 33RS0017-01-2023-001001-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием административного истца Шентерова С.Е.,
представителя административного истца адвоката Филичкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шентерова С.Е. к ГСУ СК России по г. Москве, заместителю руководителя Следственного управления по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Бойко С.А. о признании незаконными ответа от 7 июня 2023 г. и отказа в ознакомлении с материалами по обращениям, обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления возможности ознакомиться с материалами по обращениям,
у с т а н о в и л:
Шентеров С.Е., уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к ГСУ СК России по г. Москве о признании незаконными ответа заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Бойко С.А. от 7 июня 2023 г. и отказа заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Бойко С.А. в ознакомлении административного истца с материалами по обращениям от 7 апреля 2023 г., обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления административному истцу возможности ознакомиться с материалами по обращениям от 7 апреля 2023 г. (л.д. NN).
В обоснование административного иска указано, что 26 мая 2023 г. Шентеров С.Е. обратился в СУ по ЮВАО г. Москвы с заявлением об ознакомлении с материалами проверки по его обращениям в количестве 4 штук. Основанием для данного обращения послужит ответ и.о. заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Конышева А.А. от 5 мая 2023 г. По результатам рассмотрения данного заявления 7 июня 2023 г. был дан ответ об отказе в ознакомлении по причине того, что проверка по обращениям не проводилась. Отказ в ознакомлении с материалами проверок нарушает права административного истца, не соответствует положениям ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 4.16 Приказа СК России при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 г. № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
Определением судьи от 4 августа 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Бойко С.А. (л.д. NN).
Протокольным определением суда от 23 августа 2023 г. привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика заместитель руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Бойко С.А. с одновременным исключением из состава лиц, участвующих в деле, в качестве заинтересованного лица; заинтересованным лицом – СУ по ЮВАО г. Москвы (л.д. NN).
Протокольным определением суда от 18 октября 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Конышев А.А. (л.д. NN).
В судебном заседании административный истец Шентеров С.Е. и его представитель адвокат Филичкин А.А. уточненные административные исковые требования поддержали, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указали, что административные ответчики ограничили право административного истца на ознакомление с материалами по его обращениям, в случае отсутствия материалов проверки Шентеров С.Е. имеет право ознакомиться со своими заявлениями и ответом на них.
Представитель административного ответчика ГСУ СК России по г. Москве, административный ответчик заместитель руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Бойко С.А. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN). В материалах дела имеются письменные возражения на административный иск, в которых указано на то, что в оспариваемом ответе сообщается об отсутствии проверки по обращениям административного истца. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения. Должностное лицо ГУ СК России по г. Москве самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, мотивировку принятого решения, при этом суд не вправе обязать принять по итогам рассмотрения заявления то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Оснований для удовлетворения административных исковых требований Шентерова С.Е. не имеется (л.д. NN).
Представитель заинтересованного лица СУ по ЮВАО г. Москвы, заинтересованное лицо заместитель руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы Конышев А.А. в судебное заседание также не явились, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. NN), возражений на административный иск не представили.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о рассмотрении дела в судебном заседании в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, учитывая, что их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспаривается ответ заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы ГСУ СК России по г. Москве Бойко С.А. от 7 июня 2023 г. (л.д. NN). С настоящим административным иском административный истец обратился 29 июня 2023 г. (л.д. NN).
Следовательно, установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд с данным административным иском Шентеровым С.Е. не пропущен.
Рассматривая по существу требования административного истца, суд учитывает следующее.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 указанного закона).
В силу ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В пункте 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № 134-О отмечено, что положение пункта 2 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, устанавливающее ограничение на предоставление гражданину документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения, в системной взаимосвязи с иными положениями федерального законодательства, в том числе приведенными положениями Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации, предполагает, что уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к указанным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 г. № 17 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее – Инструкция № 17), разработанная в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами. Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.
В соответствии с п. 4.14 Инструкции № 17 по итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуется ранее данный ответ или по первичному обращению принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными либо не относящимися к компетенции следственного органа; "разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; "принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения; приобщено к материалам уголовного дела (контрольного дела); прекращена переписка; "направлено в иной орган" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другой следственный орган Следственного комитета, в другое ведомство или в суд (по принадлежности).
Согласно п. 4.16 Инструкции № 17 по окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с материалами или отдельными документами принимают должностные лица, правомочные (уполномоченные) принимать решение по существу обращения. Справка о том, с какими документами заявитель ознакомлен, приобщается к материалам проверки (п. 4.17).
Судом установлено, что 7 апреля 2023 г. в СУ по ЮВАО г. Москвы поступили четыре обращения Шентерова С.Е., в которых он просил провести проверку в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по фактам несогласия с действиями заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы ГСУ СК России по г. Москве Бойко С.А. в рамках уголовного дела № NN (л.д. NN).
5 мая 2023 г. и.о. руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы ГСУ СК России по г. Москве Конышевым А.А. Шентерову С.Е. дан ответ об отсутствии в действиях заместителя руководителя Бойко С.А. нарушений (л.д. NN).
26 мая 2023 г. в СУ по ЮВАО г. Москвы поступило ходатайство Шентерова С.Е., в котором содержалась просьба об ознакомлении с материалами проверки по его обращениям от 7 апреля 2023 г. методом фотографирования (л.д. NN).
7 июня 2023 г. заместителем руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы ГСУ СК России по г. Москве Бойко С.А. в ответе на вышеуказанное ходатайство сообщено, что процессуальная проверка по обращениям Шентерова С.Е. не проводилась (л.д. NN).
Вместе с тем, данное обстоятельство в силу ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ и п. 4.16 Инструкции № 17 не может являться основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами проверок по обращениям Шентерова С.Е.
Граждане имеют право на доступ к любой информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, за исключением только той информации, которая отнесена федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
Отсутствие процессуальной проверки по обращениям Шентерова С.Е. не лишает его права на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращений от 7 апреля 2023 г. (при наличии), либо с его обращениями и ответом на них (в случае отсутствия документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращений).
Оспариваемым ответом нарушается право Шентерова С.Е. на доступ к информации.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования Шентерова С.Е. частично, изменив их формулировку, признать незаконным ответ заместителя руководителя СУ по ЮВАО г. Москвы ГСУ СК России по г. Москве Бойко С.А. от 7 июня 2023 г. об отказе об ознакомлении с материалами проверки по обращениям административного истца от 7 апреля 2023 г.
При разрешении способа устранения нарушенных прав Шентерова С.Е. суд исходит из следующего.
В Положении о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», указано, что Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
В систему Следственного комитета входят: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; 3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета; 4) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации) (п. 9 Положения).
ГСУ СК России по г. Москве является юридическим лицом, вышестоящей организацией по отношению к должностным лицам СУ по ЮВАО г. Москвы.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на ГСУ СК России по г. Москве обязанность по организации ознакомления Шентерова С.Е. с документами и материалами по поводу рассмотрения его четырех обращений от 7 апреля 2023 г., поступивших в СУ по ЮВАО г. Москвы, должностными лицами СУ по ЮВАО г. Москвы.
Следовательно, административные исковые требования Шентерова С.Е. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 7 ░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ 7 ░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░.