Дело № 2а-93/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
при секретаре Каледа Т.С.,
с участием административного ответчика Крамор В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю к Крамор В. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик в 2020 году, являясь собственником транспортных средств: <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, транспортный налог в сумме 12444 руб. в установленный срок не уплатил, в связи с чем по налогу начислена пеня в сумме 43,55 руб., которая также не уплачена. Также административный ответчик, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> за 2017 год, 2019 год земельный налог в общей сумме 151 руб. в установленные законодательством сроки не уплатил, в связи с чем по налогу начислена пеня в общей сумме 3,34 руб., которая также не уплачена. В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в целях досудебного урегулирования спора налоговым органом должнику через личный кабинет налогоплательщика были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налогов, пени, штрафа и установлен срок погашения числящейся задолженности: по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ, по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ, по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № до 01.02.20022. Однако до настоящего времени требования об уплате налогова и пени в добровольном порядке не исполнены. В связи с образовавшейся задолженностью административный истец обратился к мировому судье о взыскании указанной недоимки с административного ответчика в порядке приказного производства. Мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании с должника образовавшейся задолженности, который в последующем отменен. Просит взыскать с Крамор В.А. недоимки: 12444 руб. - задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2020 года; 43,55 руб. - задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц за 2020 года; 151 руб. - задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год, 2019 год; 3,34 руб. - задолженность по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год, 2019 год.
Административный ответчик Крамор В.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив, что действительно является собственником транспортных средств и земельного участка, указанных в иске. Поскольку администрация сельского поселения не надлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию дорог, постольку уплату транспортного налога за 2020 год не производил. Так как в требования об уплате налогов включены старые долги, определить сумму долга за конкретный период не мог, в связи с чем уплату налогов не производил. Поскольку является пенсионером, то от уплаты земельного налога освобожден. Кроме того, не считает себя субъектом налоговых правоотношений, поскольку от гражданства СССР не отказывался. Отказался от присвоенного ему номера ИНН, запретив передавать свои персональные данные. УФНС, являясь юридическим лицом, не вправе требовать взыскания каких-либо платежей, поскольку имеет иной код деятельности. Считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящими требованиями. Также просил учесть, что является пенсионером и имеет на иждивении ребенка.
Представитель административного истца, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. ст. 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В силу положений статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Транспортный налог, установленный главой 28 НК РФ и главой 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (далее - Закон № 308) подлежит уплате в территориальный бюджет Хабаровского края.
Налогоплательщик, являющийся физическим лицом, уплачивает налог на основе налогового уведомления в сроки, установленные аб. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ и п. 3 ст. 8 Закона № 308 в редакциях, действовавших в период возникновения спорных правоотношений: за 2020 год не позднее 01.12.2021 года.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства и является произведением соответствующей налоговой базы (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки, установленной ст. 6 Закона № 308.
Пунктами 4, 11 ст.85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в п.п.3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
В соответствии с ч.1 ст.388, ч.1 ст.397 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Согласно ст.ст.389-391 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пенсионеры, получающие назначенные в установленном порядке пенсии, имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пп. 8 п. 5, п. 6.1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абз.3 п.2 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей на время спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Согласно ч.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст.75 НК РФ, пеней признаётся денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном приведёнными выше нормами ст. 48 НК РФ.
Согласно сведениям, представленными ГИБДД УВД Хабаровского края, Крамор В.А. в 2020 году являлся собственником транспортных средств: <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>.
Исходя из категории транспортных средств, принадлежащих административному ответчику, в зависимости от мощности двигателя, за количество месяцев владения в 2020 году, в соответствии с налоговыми ставками, установленными Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» Крамор В.А. выставлен транспортный налог в сумме 12444 рубля, который им в установленные сроки уплачен не был.
С 2014 года Крамор В.А. является собственником недвижимого имущества: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика, данными Росреестра.
Исходя из кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости за 2017 год, за 2019 год Крамор В.А. выставлен налог на имущество физических лиц в общей сумме 151 руб. (за 2017 год - 132 руб.; за 2019 год - 19 руб.), который им в установленные сроки уплачен не был.
В адрес Крамор В.А. направлены: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты за 2017 год: земельного налога в размере 132 руб.; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить за 2019 год: земельный налог в размере 19 руб.; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты за 2020 год: транспортного налога в размере 12444 руб.
В связи с неуплатой указанных обязательных платежей и санкций в установленные сроки в соответствии со ст. 70 НК РФ Крамор В.А. направлены требования об уплате налогов, штрафа, пени от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которые в установленные сроки исполнены не были.
В связи с неисполнением указанных требований административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Крамор В.А. образовавшейся задолженности, по результатам которого мировым судьей судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ №, которым взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 12444 руб., пени за просрочку уплаты за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 43,55 руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц в размере 151 руб., пени за просрочку уплаты в размере 3,34 руб. за 2017, 2019 года, который ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.
Согласно представленному административным истцом расчету, который проверен судом и принят, как достоверный, задолженность Крамор В.А.: по транспортному налогу за 2020 год составляет 12444 руб., пеня в сумме 43,55 руб., исчисленная за период со 0.12.2021 по 15.12. 2021; по земельному налогу за 2017 год - 132 руб., пеня в размере 3,29 руб., исчисленная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по земельному налогу за 2019 год -19 руб., пеня в сумме 0,05 руб., исчисленная за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возражений со стороны административного ответчика относительного представленного расчета не поступило.
Согласно ч. 6 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требования законодательства налоговым органом соблюдены.
Поскольку в судебном заседании факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за предъявляемый период подтвержден, то требования налогового органа об их взыскании обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящими требованиями, судом отклоняются, поскольку обращение налогового органа ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок за вынесением судебного приказа соответствовало порядку и сроку обращения, предусмотренному абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей ранее), согласно которому, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Поскольку общая сумма задолженности административного ответчика превысила 10000 рублей по требованию об уплате налога (пени, штрафа) № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, то шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки подлежит исчислению, начиная со ДД.ММ.ГГГГ и оканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного ответчика о том, что поскольку он является пенсионером, то освобожден от уплаты земельного налога, судом отклоняются, поскольку ст. 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, в который пенсионеры не включены.
Пунктом 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации», абзацем 2 подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов, в связи с чем доводы административного ответчика об отсутствии легитимности административного истца, как органа власти, наделенного полномочиями по взысканию недоимок, пени и штрафов, отклоняются.
Доводы административного ответчика о том, что поскольку он от гражданства СССР не отказывался, постольку не является субъектом налоговых правоотношений, судом признаются не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
При этом в пункте 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, а абзацем третьим пункта 2 этой же статьи закреплено, что для целей указанного Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Из данных паспорта №, выданного <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя Крамор В.А. следует, что последний является гражданином Российской Федерации, в связи с чем обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден административный истец, взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.50 Бюджетного кодекса РФ, в федеральный бюджет подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым, в том числе, судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), по нормативу 100 %.
Таким образом, на основании ст.ст. 333.17, 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере 505,68 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ 2017, 2019, 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12641,89 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- 12444 ░░░. - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ (№);
- 43,55 ░░░. - ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░░ (№);
- 151 ░░░. - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2017, 2019 ░░░░ (№);
- 3,34 ░░░. - ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2017, 2019 ░░░░ (№).
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 505,68 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ -20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░