Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 25 августа 2016 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Бобровой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Е.Н.,
с участием истца Шишаловой О.В.,
представителя ответчика Швецовой Е.Ю., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда исковое заявление Шишаловой О.В. к Краевому государственному автономному учреждению «<данные изъяты>» о взыскании невыплаченной премии за <данные изъяты>, взыскании компенсации морального вреда, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы,
у с т а н о в и л :
истец обратилась в суд с иском к Краевому государственному автономному учреждению «<данные изъяты> о взыскании невыплаченной премии за <данные изъяты>, взыскании компенсации морального вреда, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, указав, что с <дата> работала социальным работником на 0,5 ставки в <данные изъяты> филиале КГАУ «<данные изъяты>». До <данные изъяты> года включительно заработная плата истцу выплачивалась в полном объеме, оговоренном устно и письменно в период трудоустройства истца. После получения заработной платы за <данные изъяты> истец установила, что ей не начислена месячная премия за <данные изъяты> года. Аналогичная ситуация сложилась с выплатой премии за <данные изъяты> года Нарушений со стороны истца в период с <дата>, а также в <данные изъяты> года не было, дисциплинарные взыскания в отношении истца не применялись. С не выплатой истцу премии за <данные изъяты> года истец не согласна. Ссылаясь на положения ст. ст. 129, 136, 391-393 Трудового кодекса РФ, просит взыскать с ответчика не начисленную и не выплаченную премию за <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., взыскать с ответчика денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Истец Шишалова О.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований в полном размере настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что на общем собрании коллектива истец высказала свое мнение о заключении администрацией КГАУ «<данные изъяты>» договора на выплату заработной платы через <данные изъяты>, то есть через банковские зарплатные карты, что явилось причиной для не начисления ей заработной платы в виде ежемесячной премии.
Представитель ответчика Швецова Е.Ю., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д.18,19), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным ею в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.113-115).
Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей Б., Ч., изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 57 Трудового кодекса РФ существенными условиями трудового договора являются, в частности, условия оплаты труда ( в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Часть 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников в целях ведения экономической деятельности.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Шишалова О.В. состояла в трудовых отношениях с КГАУ «<данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от <дата> (л.д. 78-80), приказом о приеме работника Шишаловой О.В. на работу от <дата> № (л.д.77).
<дата> между КГАУ «<данные изъяты>» и Шишаловой О.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от <дата> о внесении изменений в п.1.1. трудового договора (л.д.83,84).
<дата> между КГАУ «<данные изъяты>» и Шишаловой О.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от <дата> о внесении изменений в п.1.1. трудового договора (л.д.81,82).
В соответствии с разделом 5 трудового договора № от <дата> сторонами оговорен порядок оплаты за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором пропорционально отработанному времени: а) должностной оклад, ставка заработной платы <данные изъяты>. в месяц; б) выплаты компенсационного характера за вредность в размере 15 %, за труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями в размере 15 %; выплаты стимулирующего характера с установленными показателями (критериями) оценки эффективности деятельности, условиями получения выплаты, а также размером выплаты (% от должностного оклада).
Установлено, что истец была принята на работу <данные изъяты> на условиях неполного рабочего времени – 0,5 ставки <данные изъяты>, что подтверждено истцом в судебном заседании.
Согласно Коллективному договору КГАУ «<данные изъяты>» на период с <дата> по <дата> определена обязанность работодателя устанавливать заработную плату работника Учреждения на основании трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), в который включен размер должностного оклада работника, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.6.1.5. Коллективного договора) (л.д. 56-67).
Положением о системе оплаты труда работников учреждения № <данные изъяты> от <дата>, утвержденным директором КГАУ «<данные изъяты>» <дата>, установлено, что оплата труда работников учреждения состоит из должностных окладов, выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера, выплат премиального характера (п.2.2. Положения).
Должностной оклад выплачивается за выполнение работы определенной сложности в нормальных условиях труда. Размеры должностных окладов работников устанавливаются в соответствии со штатным расписанием по занимаемой должности (п.2.3. Положения).
Работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, определенные в п. 3.3. Положения.
Разделом 4 Положения установлены порядок и условия установления стимулирующих выплат.
В соответствии с разделом 5 Положения установлены условия и порядок выплат премиального характера. Согласно п.5.1. под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх размеров заработной платы, включающей в себя должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и другие доплаты к окладу. Премирование направлено на усиление материальной заинтересованности и повышения ответственности работников Учреждения за выполнение уставных задач, своевременное и качественное выполнение ими своих трудовых обязанностей (п.5.2. Положения).
Премирование работников Учреждения осуществляется при наличии экономии фонда оплаты труда, которые могут быть израсходованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности Учреждения и устанавливается приказом директора (п. 5.11.1. Положения).
В соответствии с Инструкцией распределения стимулирующих и премиальных выплат № <данные изъяты> от <дата>, утвержденной директором КГАУ «<данные изъяты>» <дата> премиальные выплаты согласно Положению о системе оплаты труда от <дата> № <данные изъяты> формируются за счет экономии фонда оплаты труда. Процент данных выплат определяется директором Учреждения и сообщается руководителям филиала до 1 числа ежемесячно. Данный процент выделяется на каждую штатную единицу (не на каждого работника). Весь фонд распределяется на заседании комиссии по распределению стимулирующих выплат, но окончательное решение принимает руководитель филиала. Оформляется протокол заседания комиссии, который передается для визирования директору Учреждения. После всех изменений издается приказ.
В филиале учреждения создана комиссия по распределению стимулирующих и премиальных выплат, что подтверждается распоряжением и.о. директора « <данные изъяты>» - филиала КГАУ «<данные изъяты>» (л.д. 76).
В материалах дела представлены служебные записки руководителя о распределении стимулирующих выплат за сложность и напряженность за <данные изъяты> года, а также протоколы заседаний комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы, в том числе по выплатам премиального характера сотрудника за <данные изъяты> года, приказы по <данные изъяты> филиалу КГАУ «<данные изъяты>», приказы № от <дата> «О стимулирующих выплатах» по итогам работы за <данные изъяты> года, № от <дата> «О премиальных выплатах» по итогам работы за <данные изъяты> года, № от <дата> «О стимулирующих выплатах» по итогам работы за <данные изъяты>, № от <дата> «О премиальных выплатах» по итогам работы за <данные изъяты> года, согласно которым истцу Шишаловой О.В. стимулирующие выплаты за <данные изъяты> года в размере, установленном трудовым договором, выплачены в полном объеме, премиальные выплаты не произведены поскольку отсутствовали основания для выплат премиального характера, предусмотренные Положением о системе оплаты труда работников Учреждения (л.д. 85-105).
Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.
Исходя из данного Положения и из анализа положений ст. ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является стимулирующей выплатой, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью.
С учетом изложенного исковые требования истца о взыскании премии за <данные изъяты> года удовлетворению не подлежат, поскольку трудовым договором не предусмотрена обязательная выплата премиальной части заработной платы истцу, в отношении истца не принималось решения о премировании и соответственно не издавался приказ о выплате премии истцу.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку требование о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату премии является производным от требования о взыскании премии, то оснований для удовлетворения исковых требований в данной части, у суда не имеется.
Суд отказывает и в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, предусмотренных ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Шишаловой О.В. в удовлетворении исковых требований к Краевому государственному автономному учреждению «<данные изъяты>» о взыскании невыплаченной премии за <данные изъяты> года, взыскании компенсации морального вреда, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с <дата>.
Судья С.Н. Боброва