Копия Дело №а - 160/2024
УИД 16RS0№-90
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 мая 2024 года с. Тюлячи
Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гимранова А.В.,
при секретаре судебного заседания Тимерхановой Э.Г.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан Хамидуллиной Г.Х.,
представителя административного ответчика - исполкома Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан ФИО2, действующего в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными бездействия по непринятию мер по созданию жилых помещений маневренного фонда и обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец заместитель прокурора Тюлячинского района ФИО2, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными бездействия по непринятию мер по созданию жилых помещений маневренного фонда и обязании устранить выявленные нарушения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Тюлячинского района РТ проведена проверка соблюдения исполнительным комитетом Тюлячинского района Республики Татарстан жилищного законодательства, в части обеспечения граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений. На территории Тюлячинского муниципального района отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, поскольку на территории района существует реальная угроза возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также иных ситуаций, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.
По данному факту прокуратурой района в адрес руководителя исполкома Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования, в соответствии с которым маневренный жилищный фонд не создан.
Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан маневренный жилищный фонд не создан.
Отсутствие на территории Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан маневренного жилищного фонда нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище. Кроме того, данное обстоятельство создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Тюлячинского муниципального района и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств, в том числе при разрушении жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера они становятся нуждающимися во внеочередной предоставлении жилого помещения.
Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением о признании бездействия в части непринятия мер созданию маневренного жилищного фонда для предоставления нуждающимся гражданам, поскольку в соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Административный истец просит признать бездействие исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в части непринятия мер по созданию жилых помещений маневренного фонда незаконным. Обязать исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Тюлячинского муниципального района жилые помещения маневренного фонда для предоставления нуждающимся гражданам.
Представитель административного истца прокурор ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании с требованиями не согласился.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пунктам 6, 8, статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
В соответствии со статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
- граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся граждан является обязанностью органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения жилищного законодательства, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера выявлено, что на территории Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан отсутствует маневренный фонд, что подтверждается письмом руководителя исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-и (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя исполкома Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. 9-11).
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан направил ответ о том, что указанное представление рассмотрено на совещании аппарата Исполнительного комитета района, с участием заместителя прокурора Тюлячинского района ФИО2, по итогам работы к дисциплинарной ответственности привлечено одно должностное лицо. В настоящее время на территории района имеются жилые многоквартирные дома и индивидуальные дома. Многоквартирные дома планомерно в рамках государственных программа и ежемесячных платежей ремонтируются, в том числе проводится капитальный ремонт. При возникновении чрезвычайных ситуаций, порядок размещения населения определен, образована и действуют комиссия по чрезвычайным ситуациям Тюлячинского муниципального района, имеется резервный фонд Исполнительного комитета района.
Разработан проект постановления <адрес> «Об утверждении положения о маневренном жилищном фонде Тюлячинского муниципального района», согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», направляет указанный проект постановления для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы (л.д. 12).
В судебное заседание представителем ответчика представлены письмо ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ №; постановление исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в составы консультативных и совещательных органов Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района»; решение Совета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан на 024 года и на плановый период 2025 и 2026 годов», постановление Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке расходования средств резервного фонда Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района»; постановление Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Плана действий по смягчению рисков и реагирования на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период 2024 года на территории Тюлячинского муниципального района»; постановление Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Плана основных мероприятий Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,…»; распоряжение руководителя Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении плана действий ведомств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на предприятиях топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тюлячинского муниципального района в зимний период 2023-2024 годов»; прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период 2022-2023 годов, 2024 год на территории Республики Татарстан.
Ответчиком доказательств наличия на территории Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан маневренного фонда не представлено.
Несмотря на представленные документы, и проводимую работу в части создания комиссии по чрезвычайным ситуациям и наличия резервного фонда Исполнительного комитета района, бездействие административного ответчика нарушает гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление маневренного жилья, что свидетельствует о несоблюдении пунктов 6, 8, статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца правомерными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, предложенный административным истцом срок для устранения нарушений является несоразмерным, несостоятельным и необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая обстоятельства дела, возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, то обстоятельство, что район является дотационным, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░