Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-993/2024 ~ М-755/2024 от 23.05.2024

Дело № 2а-993/2024

УИД 66RS0012-01-2024-001515-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                                 16 августа 2024 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Сергеевой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шеломенцева Вячеслава Георгиевича, Масленникова Сергея Юрьевича к Администрации Каменск-Уральского городского округа, Отраслевом органу администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа», муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о возложении обязанности привести дорожное полотно в надлежащее состояние,

У С Т А Н О В И Л :

Шеломенцев В.Г. обратился с административным иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности привести дорожное полотно в надлежащее состояние. В обоснование исковых требований указал, что 12.04.2024 – 12.05.2024 совместно с Масленниковым С.Ю. и Ивановым И.В. установил нарушение своих конституционных прав на свободу передвижения, как водители и пешеходы, а именно наличие деформаций дорожного полотна в виде ям, трещин, выбоин, просадки, отсутствия бордюрного камня, тротуара по адресу Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Красногорская от ул. Исетская через заднюю сторону ТРЦ «Ключ», от ул. Коттеджи, 2,3 и от ул. Исетской по Красногорской до ул. Жуковского. В связи с нарушением конституционных прав ухудшилось его физиологическое и психологическое состояние, появились головные боли, невроз, бессонница, повысилось артериальное давление. В связи с изложенным просил возложить на административного ответчика обязанность привести дорожное полотно по указанным адресам в надлежащее состояние в форме капитального ремонта в течение предусмотренного законом срока.

Вынесенным 21.06.2024 определением к участию в деле в качестве административного истца привлечен Масленников С.Ю., который в предварительном судебном заседании указал, что самостоятельный административный иск не составлял, поскольку намерен в полном объеме поддержать требования, заявленные Шеломенцевым В.Г.

Вынесенными в протокольной форме определениями от 21.06.2024,17.07.2024 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Отраслевой орган администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству (далее Отраслевой орган по городскому хозяйству), орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» (ОМС «КУИ»), муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ»).

В судебном заседании административные истцы Шеломенцев В.Г., Масленников С.Ю., их представитель Иванов И.В., допущенный к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), настаивали на удовлетворении административного иска по приведенным в нем доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика ОМС «КУИ» Черноскутов С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Указал, что те автомобильные дороги, которые находятся в муниципальной собственности, переданы в оперативное управление МКУ «УГХ», которое и занимается их содержанием и ремонтом. Автомобильная дорога по ул. Коттеджи как объект права отсутствует. Какие-либо препятствия к передвижению по указанным улицам отсутствуют.

Представитель административного ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа в судебное заседание не явился. Представителем по доверенности Бочаровым А.С. в материалы дела был направлен письменный отзыв, содержащий также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Указали, что полагают Администрацию городского округа ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку решение вопросов, связанных с сохранностью автомобильных дорог местного значения, отнесено к компетенции Отраслевого органа по городскому хозяйству. Дороги на территории муниципального образования переданы в оперативное управление МКУ «УГХ», которое осуществляет их содержание. Постановлением Администрации Каменск-Уральского городского округа от 10.10.2019 № 837 утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства в Каменск-Уральском городском округе на 2020-2026 годы», в составе которой имеется подпрограмма «Функционирование дорожного хозяйства». В рамках указанной подпрограммы Отраслевой орган по городскому хозяйству является главным распорядителем бюджетных средств, а ответственным исполнителем – МКУ «УГХ». Просили учесть, что органы местного самоуправления и созданные муниципальные казенные учреждения самостоятельно определяют приоритетность выполнения работ и перечень аварийно-опасных участков дорог, подлежащих ремонту, в рамках утвержденного бюджета. Также полагали, что административные истцы злоупотребляют правом, поскольку аналогичные требования уже заявлялись Масленниковым С.Ю., которому в удовлетворении требований было отказано вынесенным Синарским районным судом г. Каменска-Уральского 20.01.2023 решением по административному делу № 2а-149/2023.

За подписью руководителя административного ответчика Отраслевого органа по городскому хозяйству В. в материалы дела поступил письменный отзыв на административный иск, в котором он также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Отраслевого органа и отказать в удовлетворении иска по доводам, аналогичным приведенным Администрацией г. Каменска-Уральского.

Представитель административного ответчика МКУ «УГХ» Савельева А.С., действующая на основании доверенности, направила в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКУ «УГХ».

Поскольку явка лиц, участвующих в деле, не признавалась судом обязательной, с учетом положений ст.150 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено: Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Между тем, такая необходимая совокупность по настоящему делу судом не установлена.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Надлежащее исполнение органами местного самоуправления обусловленных его конституционной природой обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования является, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (постановления от 2 апреля 2002 года № 7-П, от 30 марта 2012 года № 9-П и от 27 июня 2013 года № 15-П). В этих целях Конституция Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления полномочиями по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, решению иных вопросов местного значения.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (части 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и пр.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Из материалов дела следует, что решением Думы Каменск-Уральского городского округа от 06.12.2023 № 304 утвержден бюджет Каменск-Уральского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Расходы на реализацию мероприятий муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства в Каменск-Уральском городском округе на 2020-2026 годы» и, в частности, подпрограммы «Функционирование дорожного хозяйства» отнесены к расходам Отраслевого органа (как главного распорядителя бюджетных средств).

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 10.10.2019 № 837 утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства в Каменск-Уральском городском округе на 2020-2026 годы», в составе которой имеется подпрограмма «Функционирование дорожного хозяйства».

Помимо этого на территории муниципального образования приняты Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на период до 2030 года, утвержденная Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.11.2018 № 415, Муниципальная программа «Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории Каменск-Уральского городского округа на 2020 - 2026 годы», утвержденная Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 10.10.2019 № 833, Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Каменск-Уральского городского округа на 2019 - 2025 годы, утвержденная Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 17.04.2019 № 481.

Перечисленными правовыми актами не предусмотрены в текущем году расходы на реализацию мероприятий по ремонту дорожного покрытия по указанному административными истцами адресам, равно как и строительство автомобильной дороги по ул. Коттеджи, которая как сооружение (объект недвижимости) отсутствует, бюджетные расходы на реализацию таких мероприятий не запланированы.

Вместе с тем, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления и созданные муниципальные казенные учреждения при формировании и реализации муниципальных программ и подпрограмм самостоятельно определяют приоритетность выполнения работ и перечень аварийно-опасных участков дорог, подлежащих ремонту, а равно и перечень инженерно-транспортных сооружений для обеспечения оптимальных транспортных связей на территории муниципального образования в рамках утвержденного бюджета.

Административными истцами не представлено в ходе рассмотрения гражданского дела доказательств такого нарушения их прав и законных интересов, допущенного административными ответчиками незаконного бездействия, которое бы свидетельствовало о необходимости вмешательства в самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий с целью обеспечения гарантированности реализации гражданам соответствующих социальных прав.

Как следует из распечаток карт, представленных в материалы дела, просмотренных судом видеозаписей и фотографий, объяснений административных истцов и их представителя в судебном заседании, улицы по указанным в иске адресам находятся на окраине города, не ведут к каким-либо объектам социального, общественного назначения, по ним не ходит общественный транспорт, ведут они в гаражные массивы. Необходимость осуществления именно капитального ремонта указанных объектов ничем не подтверждается.

Согласно представленного в материалы дела сообщения заместителя начальника Госавтоинспекции МО МВД России «Каменск-Уральский» от 15.07.2024, показаний допрошенных в судебном заседании 17.07.2024 свидетелей У., К., Т., следует, что по обращению Шеломенцева В.Г. от 07.05.2024 сотрудники дорожного надзора выявили недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (выбоины) на всем протяжении ул. Красногорская в г. Каменске-Уральском, в связи с чем 08.05.2024 в адрес МКУ «УГХ» была направлена рекомендация по соблюдению обязательных требований. 14.05.2024 из МКУ «УГХ» поступил ответ, согласно которого по ул. Красногорская были проведены работы по разравниванию и планировке (грейдирование) проезжей части, а ул. Коттеджи в оперативное управление не передавалась.

Изложенное также опровергает доводы административных истцов о допущенном со стороны административных ответчиков бездействии в содержании улично-дорожной сети.

Кроме того суд отмечает, что вступившим в законную силу решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского от 20.01.2023 по административному делу № 2а-149/2023 Масленникову С.Ю. уже было отказано в удовлетворении требований относительно возложения на органы местного самоуправления и МКУ «УГХ» обязанности устранить нарушения в содержании автодороги по ул. Красногорская в г. Каменске-Уральском. Чем обусловлено предъявление тех же требований в настоящее время административные истцы не мотивировали.

При изложенных обстоятельствах требования административного иска удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░:                   ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.08.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-993/2024 ~ М-755/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шеломенцев Вячеслав Георгиевич
Масленников Сергей Юрьевич
Ответчики
Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа "
Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству
Администрация Каменск-Уральского городского округа
МКУ «Управление городского хозяйства»
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Земская Л.К.
Дело на сайте суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация административного искового заявления
23.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
23.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.06.2024Предварительное судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
16.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее