Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-183/2024 (2а-1903/2023;) ~ М-1531/2023 от 10.11.2023

Дело №2а-183/2024 (2а-1903/2023)

11RS0004-01-2023-002822-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Васёвчик Е.П.

при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 16 мая 2024 года административное дело по административному иску Высочанского Р. З. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении,

установил:

Высочанский Р.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 руб., в обоснование требований указывая, что в период с **.**.** по **.**.** отбывал наказание в отряде №... (ранее отряд №...) ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми. В туалете данного отряда штукатурка сыпется прямо на голову, в углу возле окна туалета постоянно протекает вода из канализации отряда №..., который находится на втором этаже. На стенах туалета постоянная плесень, из-за которой трудно дышать, т.к. в данном туалете отряда №... (№...) постоянная влажность и вонь из-за протечек труб. Истцу приходилось терпеть дискомфорт, а также унижение человеческого достоинства, в связи с чем, он просит признать нарушение и взыскать в его пользу компенсацию в сумме 200 000 руб.

Дело рассматривалось в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании посредством видеоконференц-связи на базе ФКУЛБ-18 России по Республике Коми **.**.** истец на требованиях настаивал.

Согласно справке от **.**.** техническая возможность организации проведения судебного заседания с использованием видеоконференц-связи отсутствовала в связи с занятостью комплекта видеоконференц-связи в исправительном учреждении.

Принимая во внимание, что административный истец в судебном заседании **.**.** давал подробные пояснения относительно заявленных исковых требований, доказательств достаточно для рассмотрения дела по существу, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены УФСИН Росси по Республике Коми и ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц - Филиал «МЧ №...» МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Дело рассматривалось в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании **.**.** представитель административных ответчиков ФКУ ИК-49 УФСИН по Республике Коми, УФСИН России по по Республике Коми, ФСИН России - Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 УК Российской Федерации). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Установлено, что административный истец Высочанский Р.З. осужден Новочеркасским городским судом ********** **.**.** по п.«а» ч.3 ст.132 УК РФ к лишению свободы сроком 9 лет в исправительной колонии строгого режима и содержится в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми с **.**.**, начало срока **.**.**, конец срока **.**.**.

Согласно информации из личного дела Высочанского Р.З. по прибытии **.**.** в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми он был помещен в карантинное отделение, затем **.**.** переведен в отряд №... для лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, с **.**.** отбывал наказание в отряде №... ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми по **.**.**.

С 2023г. нумерация отрядов в исправительном учреждении была изменена в связи с чем, номер №... отряда изменился на №....

    Обращаясь с настоящим иском в суд, Высочанский Р.З. указал на конкретные нарушения, которые, по его мнению, были допущены администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, а именно: в туалете отряда штукатурка сыпется прямо на голову, в углу возле окна туалета постоянно протекает вода из канализации отряда №..., который находится на втором этаже. На стенах туалета постоянная плесень, из-за которой трудно дышать, т.к. в данном туалете отряда №... (№...) постоянная влажность и вонь из-за протечек труб.

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

    Согласно положениям статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

    Согласно подпункту 6 пункта 3 данного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

    Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что численность осужденных, содержавшихся в период отбывания наказания административным истцом в отряде №9 (№2) не превышала установленную норму, что подтверждается материалами дела, в том числе представленными административным ответчиком актами проведенных проверок ЦГСЭН.

Все помещения ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми оборудованы согласно Своду правил СП 308.132580.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы». Правила проектирования.

Помещения комнат для умывания и туалеты оборудованы унитазами и умывальниками. Унитаз размещен в кабине, размер которой законодательством Российской Федерации и специальными нормативными актами не регламентирован. Перегородки кабины выполнены соответствующей толщиной, на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины установлен полноразмерный дверной блок с дверным полотном, открывающимся наружу, что обеспечивает достаточную степень изолированности и приватности. Умывальник размещен вне кабины. Все санитарные приборы в технически исправном состоянии, в случае неисправности дверей и/или санитарных приборов производится их ремонт и замена. Указанное также подтверждается представленными фотоматериалами.

При проведении проверок филиалом ЦГСЭН ********** МСЧ-11 ФСИН России **.**.**, **.**.**, **.**.** нарушений санитарных, инженерно-технических, материально-бытовых норм в помещениях отряда №... не было установлено.

На основании акта проверки ЦГСЭН ********** МСЧ-11 ФСИН №... от **.**.** вынесено предписание №... об устранении нарушений в спальном помещении №... отряда №..., а именно устранить наличие обоев на стенах.

    В соответствие с представленными в материалы дела копиями актов ЦГСЭН МСЧ-11 ФСИН России замечаний по температурному режиму, санитарным нормам в отрядах, состоянию напольного покрытия не установлено. Техническое и материально-бытовое состояние камер ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми соответствовало требованиям нормативно-правовых актов.

При таких обстоятельствах, оснований считать условия содержания административного истца в отряде №... ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми нарушенными не установлено.

По информации Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осужденные отряда №... (бывшего отряда №...) ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми (в т.ч. административный истец) с жалобами по вопросу ненадлежащих условий содержания, а именно: ненадлежащее санитарное состояние туалетной комнаты (протечки, плесень, осыпание штукатурки) за период с 2020г. по 2023г. не обращались, акты прокурорского реагирования по указанному вопросу не вносились.

Согласно справке ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми с 2020г. по 2024г. ремонтные работы в отряде №... не проводились, т.к. не было необходимости в проведении ремонтных работ. Ежегодно во всех отрядах по мере необходимости и выделения денежных средств проводятся косметические ремонты.

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по запросу суда представило копи актов проверок за 2020-2023гг., проведенных специалистами филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в отношении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми (**.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.**), в которых нарушений санитарного состояния туалетной комнаты отряда №... (№...) не установлено.

Оснований не доверять представленным актам проверок у суда не имеется.

На основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

С учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств нарушений установленных законом условий содержания административного истца в отряде №... (№...) ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми суд не усматривает, доводы административного ситца не нашли своего подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Само по себе отбывание Высочанским Р.З. наказания в местах лишения свободы, осуществляемое в надлежащих условиях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).

Руководствуясь ст.175-180, 219, 227 КАС РФ суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.05.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-183/2024 (2а-1903/2023;) ~ М-1531/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Высочанский Руслан Зиновьевич
Ответчики
ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК
УФСИН России по Республике Коми
ФСИН РФ
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Печоре
Филиал " МЧ № 5" ФСИН " МСЧ № 11 по РК
ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на сайте суда
pechora--komi.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация административного искового заявления
13.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.12.2023Предварительное судебное заседание
31.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее