Дело № 2а-3406/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2023 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, обязании повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, об отказе ему (административному истцу) и члену его семьи в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, обязании отменить решение и повторно рассмотреть заявление. Свои требования мотивирует тем, что проходил военную службу по контракту в войсковой части №, на основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в связи с окончанием контракта, общая продолжительность службы составила более ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении более ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения проживал с семьей в квартире по договору служебного найма. При увольнении ему разъяснили, что он имеет право проживать в занимаемом помещении без ограничения срока пользования. В последующем он обратился к административному ответчику с заявлением о принятии на учет граждан, подлежащих переселению, с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма в собственность бесплатно. Решением <данные изъяты> управления специальных программ Президента Российской Федерации, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в принятии на учет. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права, поскольку в силу ч.6 ст. 108 ЖК РСФСР (действующей на дату увольнения) в момент увольнения с военной службы он с семьей не мог быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку срок службы составлял более ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного административного иска также ссылается на положения п.13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о запрете снятия с учета в качестве нуждающихся граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность которых составляет более ДД.ММ.ГГГГ а также на абз. 3 п.14 ст. 15 вышеуказанного закона.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика <данные изъяты> по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая на то, что при увольнении ФИО2 надлежало подать заявление о постановке его на учет для получения жилого помещения за пределами военного городка, однако административным истцом этого сделано не было, на учете в качестве нуждающегося он не состоит и в настоящее время.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, также возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию административного ответчика.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Установлено, что административный истец проходил военную службу по контракту в войсковой части №; на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО2 уволен с военной службы по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ, военная выслуга на ДД.ММ.ГГГГ составляет ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ордера на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему ФИО2 и членам его семьи предоставлена квартира по адресу: <адрес>; основанием для выдачи ордера явился протокол жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и войсковой частью № заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справке ФКУ «<данные изъяты>» вышеуказанное жилое помещение отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду, расположено на территории закрытого военного городка <адрес>, находится в оперативном управлении войсковой части № и приватизации не подлежит. <адрес> отнесен к закрытым военным городкам на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (№).
ФИО2 и его супруга ФИО8 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>-2, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на объекты недвижимости – жилые помещения у ФИО2 и ФИО8 отсутствует.
Согласно листу беседы с военнослужащим войсковой части №, увольняемым с военной службы по контракту в запас <данные изъяты>, ФИО2 в графе «обеспеченность жильем» указано: имеет квартиру в <адрес>, в графе «просьба военнослужащего, решение спорных и других вопросов» указано на отсутствие таковых.
ФИО8 состоит на учете в <данные изъяты>, ей установлена страховая пенсия по старости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено требование об освобождении служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в <данные изъяты> с заявлением о принятии его и члена его семьи ФИО8 на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Оспариваемым решением Центральной жилищной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и его супруге отказано в принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков на основании пп. 1 п.6 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, находящихся в ведении Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых городков».
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз.1 п. 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п. 1).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (абз.3 п. 1).
В соответствии с п. 6 ст. 15 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Подпунктом 1 п. 6 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, находящихся в ведении Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, определенным приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, основаниями для принятия жилищной комиссией решения об отказе в принятии гражданина на учет являются несоответствие требованиям, указанным в п. 1 Указа.
В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» действие настоящего Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что на момент увольнения с военной службы ФИО2 проживал на территории закрытого военного городка, в служебном жилом помещении, предоставленном на основании заключенного договора найма служебного жилья, его выслуга составляла более ДД.ММ.ГГГГ, в силу приведенных положений закона он не мог быть выселен без предоставления другого жилого помещения, на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган изъявил желание переселиться из закрытого военного городка, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению, а решение Центральной жилищной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №, об отказе ФИО2 и члену его семьи в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - признанию незаконным.
Одновременно суд обязывает Центральную жилищную комиссию Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации для восстановления нарушенных прав административного истца повторно рассмотреть заявление последнего о принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков".
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> "░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░