Дело №а-1486/2023
УИД 25RS0002-01-2023-000958-98
Мотивировочная часть решения
изготовлена 04.05.2023г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2023 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Бакшиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головача Сергея Александровича к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия УМС г. Владивостока по сносу дата гаражного бокса № с инвентарным номером № расположенного в гаражно-строительном кооперативе «ФИО8 на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование административного искового заявления истец указал, что в нарушение ст. 35 Конституции РФ дата административным ответчиком был снесен гаражный бокс № с инвентарным номером № расположенный в ГСК «<...> на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Согласно справке от дата истец является пользователем указанного гаражного бокса, какой-либо информации о сносе гаражного бокса не поступало. дата ФИО2 стало известно, что гаражный бокс № был демонтирован и поставлен на площадку для хранения, а также то, что в адрес УМС <адрес> направляюсь информационное письмо № от дата, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, на котором располагался гаражный бокс, принадлежащий ГСК «<...> на основании акта бессрочного пользования ПК-28 № от дата. Полагает, что снос металлического гаража произведен незаконно, в нем находилось имущество административного истца, кроме того, место хранения указанного истцу известно не было.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещён надлежаще.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО4 доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Административный ответчик – представитель УМС г. Владивостока Шишкина А.Ю. в судебном заседании полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит, сослалась на позицию, изложенную в письменном отзыве, в котором указано, что полномочиями органов местного самоуправления г. Владивостока по освобождено самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек, переносу иных объектов, а также порядок их действий, связанных с реализацией их действий, определены Муниципальным правовым актом г. Владивостока от дата №-МПА «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Владивостока». дата на основании обращения ООО «СМП» от дата №сп проведена проверка земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1396 кв.м., с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации сооружения-проезда (лит. Б)», расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес>, находящегося в муниципальной собственности. В ходе проведения проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке установлены металлические гаражи в количестве 21 штука, площадью около 18 кв.м каждый, и металлические контейнеры в количестве 2 штук, площадью около 15 кв. м. каждый. По результатам составлен акт № от дата. В действиях неустановленных лиц усматривались признаки самовольного занятия земельного участка, в акте установлен срок для принятия мер по освобождению земельного участка – до дата. Заинтересованные лица были уведомлены о выявлении незаконно установленных объектов путем размещения копии актов непосредственно на объектах. Поскольку в установленный срок действия по освобождению спорного земельного участка осуществлены не были, материалы проверки были направлены в комиссию по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек. дата на основании распоряжения администрации г. Владивостока от дата №-р сотрудниками МБУ «Содержание городских территорий» в присутствии специалистов АТУ Советского района администрации г. Владивостока был осуществлен демонтаж гаражей в количестве 3 штук, что подтверждается актом об освобождении самовольно занятого земельного участка от дата № с приложением фотоматериалов. Со стороны административного истца не представлены доказательства законности размещения металлического гаража на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Хорольская.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, дата на основании распоряжения администрации г. Владивостока от дата №-р сотрудниками МБУ «Содержание городских территорий» в присутствии специалистов АТУ Советского района администрации г. Владивостока был осуществлён демонтаж гаражей в количестве 3 штук по адресу: <адрес> (акт № «Об освобождении самовольно занятого земельного участка с приложением фотоматериалов»).
Материалы демонтажа и иное имущество направлены на временное хранение по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, д. 32.
Административный истец просит признать незаконным действия УМС г. Владивостока по демонтажу гаражного бокса №, в связи с тем, что указанный гараж расположен в ГСК «Океан-6» на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащего ГСК на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании акта от дата ПК-28 №.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ и разъяснениями, данными в п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа также относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Муниципальный земельный контроль в силу ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (ч. 4 ст. 72).
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п. 26 ст. 5 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока от 03.03.2005 №49, к вопросам местного значения г. Владивостока относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах <адрес>.
В соответствии с пунктом 3.1.44(5) Положения об управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 №1439, Управление в пределах его полномочий осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории Владивостокского городского округа, требований земельного законодательства.
Таким образом, УМС г. Владивостока осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории г. Владивостока путем проведения проверок по соблюдению установленных нормативными актами правил использования земельных участков по вопросам недопущения самовольного занятия земельных участков.
Порядок выявления самовольно занятых земельных участков и самовольных построек установлен Положением о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории г. Владивостока, утвержденным Решением Думы г. Владивостока от дата №-МПА "Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков на территории города Владивостока", принятым Думой города Владивостока дата (далее - Положение).
Согласно п. 1.3 названного Положения №-МПА целью его является недопущение незаконного использования земельных участков: нецелевого использования земельных участков (не в соответствии с видом разрешенного использования, целью использования, назначением), самовольного занятия земельных участков.
Самовольным занятием земельного участка в соответствии с п. 1.4 Положения является размещение движимого имущества (включая временные строения, павильоны, киоски, лотки, металлические гаражи, строительные материалы, механизмы, автомашины, топливо), проведение раскопок, сельхозработ на участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, не отведенном для соответствующих целей.
Согласно п. 1.5 Положения №-МПА самовольная постройка подлежит сносу, а самовольно занятые земельные участки – освобождению, под которым следует понимать демонтаж и (или) перенос движимого имущества и приведение земельного участка в первоначальное состояние, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок принятия решений об освобождении самовольно занятых земельных участков и сносе самовольных построек приведен в разделе 2 Положения N 30-МПА.
Снос самовольной постройки, освобождение самовольно занятого земельного участка может быть произведено лицом, самовольно занявшим земельный участок, в срок, указанный в акте о результатах проверки, планового (рейдового) осмотра земельного участка, составляемом уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля органом. Если в течение установленного срока самовольно занятый земельный участок не освобожден добровольно, Уполномоченный орган не позднее 1 месяца со дня истечения указанного срока обращается в специально созданную Комиссию по освобождению самовольно занятых земельных участков с заявлением об освобождении самовольно занятого земельного участка (п.п.2.1,2.3).
В соответствии с п. 2.4 Положения решение Комиссии должно содержать: срок освобождения самовольно занятого земельного участка; основания принятия решения об освобождении самовольно занятого земельного участка; сведения об источнике финансирования затрат на осуществление освобождения самовольно занятого земельного участка и временного хранения материалов демонтажа и иного движимого имущества; сведения о лице, которое будет осуществлять освобождение самовольно занятого земельного участка, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества; юридический и фактический адрес, а также контактные реквизиты (телефон, факс, адрес электронной почты) организации, осуществляющей временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества и др.
Решение Комиссии утверждается правовым актом администрации города Владивостока и подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение трех дней с момента утверждения (п.2.5).
Материалами дела установлено, что главным специалистом 1 разряда отдела контроля за использованием земель Управления муниципальной собственности г. Владивостока ФИО6 на основании заявления ООО «СМП» от дата №СП 11.09.2020г. проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <...> 1 396 кв.м., с видом разрешённого использования: для дальнейшей эксплуатации сооружения – проезда (лит. Б), неустановленными лицами установлены металлические гаражи в количестве 21 шт., площадью около 18 кв. м. каждый и металлические контейнеры в количестве 2 шт. площадью около 15 кв.м. Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности. На момент проверки какие-либо лица, использующие данный земельный участок, отсутствовали. В размещении данных металлических гаражей усматриваются признаки самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, о чем составлен акт проверки №.
В акте установлен срок исполнения мер по освобождению самовольно занятого земельного участка, самовольной постройкой, иного объекта – до дата.
Заинтересованные лица были уведомлены о выявлении незаконно установленных объектов путем размещения копии акта непосредственно на объектах.
Таким образом, правообладателям вышеуказанных объектов была предоставлена возможность либо документально подтвердить правомерность размещения объектов на земельном участке, либо самостоятельно осуществить демонтаж имущества и его вывоз.
Поскольку в установленный срок действия по освобождению спорного земельного участка собственниками объектов не осуществлены, материалы соответствующей проверки переданы в Комиссию по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов.
В силу п.2.3 Положения №-МПА, комиссия в течение 1 месяца со дня поступления заявления рассматривает его и принимает одно из следующих решений: об освобождении самовольно занятого земельного участка; об отказе в удовлетворении заявления Уполномоченного органа.
Решение Комиссии должно содержать: срок освобождения самовольно занятого земельного участка; основания принятия решения об освобождении самовольно занятого земельного участка или основания для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления Уполномоченного органа; сведения об источнике финансирования затрат на осуществление освобождения самовольно занятого земельного участка и временного хранения материалов демонтажа и иного движимого имущества; сведения о лице, которое будет осуществлять освобождение самовольно занятого земельного участка, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества; юридический и фактический адрес, а также контактные реквизиты (телефон, факс, адрес электронной почты) организации, осуществляющей временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества (п. 2.4 в ред. Муниципального правового акта <адрес> от дата N 131-МПА).
Решение Комиссии утверждается правовым актом администрации <адрес> и подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение 3-х дней с момента утверждения (пункт 2.5 Положения №-МПА).
По результатам рассмотрения поступивших в Комиссию материалов, дата принято решение об освобождении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:5583, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> от металлических гаражей (пункты 32-54 протокола № от дата).
В протоколе Комиссией утверждено, что освобождение самовольно занятых земельных участков и вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества будут осуществляться муниципальным бюджетным учреждением «Содержание городских территорий».
Протокол заседания Комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков от дата утвержден распоряжением администрации от дата №-р и официально опубликован в средствах массовой информации.
дата на основании Распоряжения администрации <адрес> от дата №-р МБУ «Содержание городских территорий» произвело демонтаж незаконно установленного объекта на земельном участке в районе <адрес> - строение металлическое нежилое (гараж) площадью около 18 кв. м. Материалы демонтажа и иное имущество направлено на временное хранение по адресу: <адрес>.
Согласно Приложению к акту освобождения самовольно занятого земельного участка, имущество, находящееся в демонтируемом объекте, передано собственнику гаража, который представился ФИО2, дата года рождения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия оспариваемого решения уполномоченным на то органом местного самоуправления об освобождении самовольно занятого земельного участка с последующим демонтажем металлического гаража.
Довод административного истца о том, что какой-либо информации о предстоящем сносе гаражного бокса в его адрес не поступало, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий административного ответчика, поскольку акт проверки был размещен непосредственно на объектах, подлежащих сносу, что подтверждается фототаблицей (приложение к акту проверки от дата №), а также в официальных средствах массовой информации.
Довод административного истца о том, что гаражный бокс № расположен на земельном участке с кадастровым номером № в ГСК «<...> которому данный земельный участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования, о чем также указывал председатель ГСК «Океан-6» в своем письме в адрес УМС <адрес> от 28.09.2020г., является необоснованным.
Как усматривается из представленных фотоматериалов, в составе ГСК «Океан-6» расположены капитальные гаражи, спорный гараж является металлическим.
Доказательств того, что спорный гараж располагался в границах земельного участка с кадастровым номером № предоставленного ГСК «Океан-6» в бессрочное (постоянное) пользование государственным актом ПК-28 № от 22.08.1997г., в материалы настоящего дела не представлено.
Более того, как следует из письма ГСК «<...> направленного в адрес УМС г. Владивостока, дата в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края направлялось обращение ГСК «Океан-6» с просьбой предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым номером №:№ (с уточнением границ участка). При этом каких-либо ответов Департамента на данное обращение ГСК «Океан-6» не представлено.
Таким образом, по мнению суда, ФИО2 не представлено доказательств законности размещения металлического гаража на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
Учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушение закона и прав истца, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░