дело № 2а-766/2024
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 августа 2024 года <адрес>
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тищенко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощник судьи Лихолат Д.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Голубцова А.В.,
административного ответчика Пак Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Пак Д. А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Пак Д. А. о прекращении права управления транспортными средствами, указав, что Пак Д. А. имеет право на управление транспортными средствами категории <данные изъяты> что подтверждается водительским удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной информации КГБУЗ «<адрес> городская больница №», Пак Д. А. состоит на диспансерном наблюдении у врача <данные изъяты> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» «Психические расстройства и расстройства поведения» наличие указанного диагноза является противопоказанием к управлению транспортными средствами, продолжение действия водительского удостоверения Пак Д. А. нарушает права неопределенного круга лиц, представляет непосредственную угрозу жизни и здоровья и подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного, административный истец просит прекратить действие права управления транспортным средством Пак Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, водительское удостоверение № категории <данные изъяты> дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, отделением № межрайонного экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Голубцов А.В. просил удовлетворить административное исковое заявление, по доводам, изложенным в заявлении.
Административный ответчик Пак Д. А., участвующий в деле по видеоконференц-связи исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснил, что он на протяжении более 2-х лет не употребляет наркотические средства.
Представители заинтересованных лиц: Отделение № Межрайонного экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, ГБУЗ «<адрес> городская больница №» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.
Выслушав административного истца, административного ответчика, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции России осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 1 ст. 46 Конституции России устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 55 ч. 3 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ) установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).
Из положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
В силу пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является среди прочего выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, п. 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19), являются противопоказаниями для управления транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Исходя из положений п. 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.
Установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, Пак Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами категории <данные изъяты> подтвержденное водительским удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ отделением № межрайонного экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложенному к административному иску ответу КГБУЗ «<адрес> ГБ №» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также ответу на судейский запрос от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пак Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов», установленный диагноз является противопоказанием для управления транспортным средством.
В соответствии с ответом КГБУЗ «<адрес> ГБ №» от ДД.ММ.ГГГГ на судейский запрос от ДД.ММ.ГГГГ Пак Д.А. состоит на диспансерном наблюдении у врача с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> На диспансерное наблюдение поставлен на основании выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного № ГБУЗ КНД <адрес>.
Из приговора <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Пак Д.А. осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ следует, что согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Пак Д.А. страдает <данные изъяты> Диагноз <данные изъяты> у Пак Д.А. подтверждается сведениями самого подэкспертного <данные изъяты>. Пак Д.А. нуждается в лечении от наркотической зависимости и медицинской реабилитации у нарколога».
Доказательств снятия административного ответчика в установленном законодательством порядке с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) в материалы дела не представлено.
Таким образом, отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии Пак Д. А. с диспансерного учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Поскольку при установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия указанного права противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При этом такое право в соответствии с п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит прекращению до прекращения диспансерного наблюдения административного ответчика в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о прекращении действия права управления транспортными средствами Пак Д. А.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░. ░. , ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░. , ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░