Дело № 2а-332/2021
УИД Номер
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Таштып 22 октября 2021 г.
Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Осиповой Н.С.,
при ведении протокола помощником судьи Бурнашовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куюкова Виталия Варламовича об оспаривании действия (бездействия) муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района Республики Хакасия», администрации Таштыпского района, о возмещении вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Куюков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района Республики Хакасия» об оспаривании действия (бездействия) администрации Таштыпского района, обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что на основании судебного решения на администрацию Таштыпского района возложена обязанность заключить с Куюковым В.В. договор социального найма пригодного для проживания жилого помещения в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим иным требованиям. Вместе с тем администрацией Таштыпского района предоставлено жилое помещение без горячего водоснабжения. Просил признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Таштыпского района выразившееся в необеспечении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> горчим водоснабжением, обязать администрацию Таштыпского района обеспечить указанное жилое помещение горячим водоснабжением и выплатить компенсацию за не предоставленную возможность пользоваться горячим водоснабжением в размере 100 000 руб.
Определениями судьи к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация <адрес>, в качестве заинтересованных лиц администрация Таштыпского сельсовета, МУП «Возрождение».
В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержал, просил признать незаконным бездействие администрации Таштыпского района, выразившееся в необеспечении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> горчим водоснабжением, обязать администрацию <адрес> обеспечить указанное жилое помещение горячим водоснабжением и выплатить компенсацию за не предоставленную возможность пользоваться горячим водоснабжением в размере 50 000 руб., поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден мыться в банях за соответствующую плату.
Представитель административных ответчиков администрации Таштыпского района, Управления муниципальным имуществом администрации Таштыпского района ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административное исковое заявление не признала, представила письменные возражения, поясняла, что администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отвечающая требованиям закона, в целях исполнения полномочий муниципального образования по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма заключен с административным истцом в 2019 г. по причине нахождения последнего в местах лишения свободы. Ссылаясь на пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что на территории <адрес> отсутствует горячее водоснабжение, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованного лица администрации Таштыпского сельсовета, МУП «Возрождение» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.
В письменном отзыве глава Таштыпского сельсовета ФИО5 возражал против удовлетворения административного иска, указал на то, что горячее водоснабжение на территории <адрес> не осуществляется, и никогда не осуществлялось, так как не предусмотрено действующей схемой теплоснабжения <адрес>. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
На основании части 2 статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, статья 62 КАС, часть 11 статьи 226 КАС РФ устанавливают, что на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования <адрес> возложена обязанность обеспечить ФИО1 жилым помещением, расположенным в <адрес>, не ниже установленных социальных норм на условиях договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Таштыпского района в лице руководителя Управления муниципальным имуществом администрации Таштыпского района (наймодатель) и Куюковым В.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения Номер по условиям которого наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью Номер кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи, квартира принята без недостатков.
Указанный договор не расторгнут, в установленном законом порядке не оспорен, является действующим.
Административный истец, в обоснование нарушения своих прав указал на то, что жилое помещение передано ему без горячего водоснабжения, что не отвечает санитарно-гигиеническим нормам и требованиям для жилого помещения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из пояснений главы Таштыпского сельсовета ФИО5 следует, что схемой теплоснабжения <адрес>, которая утверждается ежегодно, не предусмотрено горячее водоснабжение на территории <адрес>.
На момент предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма, действовала схема теплоснабжения на территории Таштыпского сельсовета, утверждённая постановлением главы Таштыпского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанной схеме централизованная сеть горячего водоснабжения на территории села ФИО7 отсутствует.
В связи с отсутствием горячего водоснабжения большинство жителей многоквартирных домов установили в своих квартирах водонагреватели. Также по желанию жители многоквартирных домов могут совместно с управляющей компанией установить коллективные водонагреватели. Эксплуатацию котельных и тепловых сетей на территории Таштыпского сельсовета осуществляет МУП «Возрождение», расположенное по адресу: <адрес> (раздел 1 Схемы теплоснабжения на территории Таштыпского сельсовета).
Основная часть многоквартирного жилого фонда, крупные общественные здания, бюджетные учреждения подключены к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из котельных и тепловых сетей. Эксплуатацию котельных и тепловых сетей на территории <адрес> осуществляет МУП «Возрождение».
В качестве единой теплоснабжающей организации и единственным поставщиком коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определено МУП «Возрождение» постановлением администрации Таштыпского сельсовета. Зона деятельности единой теплоснабжающей организации МУП «Возрождение» охватывает большую часть территории Таштыпского поселения, так как она осуществляет теплоснабжение объектов жилого фонда, социально значимых объектов бюджетной сферы, прочих потребителей, находящихся на территории <адрес> (раздел 8 Схемы теплоснабжения на территории Таштыпского сельсовет).
На основании постановления главы Таштыпского сельсовета от 16 ноября 2018 г. МУП «Возрождение является субъектом естественных монополий в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории села Таштып.
В сообщении исполнительный директор МУП «Возрождение» от 22 сентября 2021 г. указал, что технологически горячее водоснабжение в <адрес> не предусмотрено.
Градостроительным планом земельного участка, разрешением на строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>, также подтверждается отсутствие системы горячего водоснабжения.
Таким образом, обеспечение горячей водой многоквартирных жилых домов на территории <адрес> осуществляется путем приготовления горячей воды за счет системы теплоснабжения (бойлера).
Из содержания статей 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, администрация Таштыпского района предоставила административному истцу по договору социального найма жилое помещение в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют, предоставляя административному истцу жилое помещение по договору социального найма, администрация Таштыпского района действовала в соответствии с требованиями закона, права административного истца не нарушены.
С учетом указанного отсутствуют основания для возложения на администрацию Таштыпского района обязанности по обеспечению спорного жилого помещения горячим водоснабжением.
Права и обязанности сторон договора предусмотрены разделом II, III договора социального найма Номер и не возлагают на наймодателя обязанность установить в квартире, предоставленной нанимателю водонагревателя (бойлера).
Требование о возмещении вреда, причиненного за непредставленную возможность пользоваться горячим водоснабжением в размере 50 000 руб. является производным от основного требования, следовательно, также удовлетворению не подлежит.
Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района» является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма была возложена на администрацию Таштыпского района, а МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района» действовало от имени администрации Таштыпского района на основании доверенности от 03 октября 2018 г.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что договор социального найма жилого помещения был заключен 22 февраля 20219 г., из пояснений административного истца следует, что в жилое помещение он вселился 23 февраля 2019 г. и обнаружил отсутствие горячего водоснабжения, следовательно, с указанной даты истцу стало известно о нарушенном праве. Вместе с тем с настоящим административным иском истец обратился только 01 сентября 2021 г.
На основании части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░.