Дело №2а-1-184/2020 УИД32RS0№-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 августа 2020 года <адрес>
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Буряк О.А.
при секретаре Акуловой Н.В.
с участием:
представителя административного истца Красносельской сельской администрации <адрес> Мишиной Л.А.,
административного ответчика судебного пристава- исполнителя Чухлебовой Г.В.,
заинтересованного лица помощника прокурора <адрес> Дубининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Красносельской сельской администрации <адрес> к Управлению ФССП по <адрес> Выгоничский РОСП об уменьшении размера исполнительского сбора и отсрочке исполнения уплаты исполнительского сбора по делу № от <дата>. по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Красносельской сельской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по государственной регистрации права на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Выгоничского районного суда <адрес> от <дата>. Дело № года удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Красносельской сельской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по государственной регистрации права на объект недвижимости.
Представитель Красносельской сельской администрации <адрес> обратился в суд с исковым заявленим об уменьшении размера исполнительского сбора и отсрочке исполнения уплаты исполнительского сбора по делу № от <дата>.
В судебном заседании представитель административного истца – Мишина Л.А просила требования удовлетворить, ссылаясь на трудное финансовое положение, указав, что Красносельская сельская администрация не уклоняется от исполнения требований исполнительного документа, в связи с возникшей ситуацией в Российской Федерации с короновирусной инфекцией в администрацию перестали поступать средства от налогоплательщиков, в результате которой денежных средств в администрации находится на минусовом балансе. Также просит учесть, что администрацией принимались попытки к исполнению решений суда, однако несвоевременность их исполнения зависела от поступления денежных средств.
На основании ст.ст.150,151 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика – УФССП России по <адрес> надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, представителя ответчика РОСП <адрес>.
Административный ответчик судебный пристав- исполнитель РОСП <адрес> Чухлебова Г.В., не возражала против удовлетворения требований.
Заинтересованное лицо помощник прокурора <адрес> Дубинина Н.В. оставила рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Находя возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании исполнительного листа № от <дата>, выданного Выгоничским районным судом <адрес>, возбуждено исполнительное производство №-ИП от <дата>.в отношении должника Красносельской сельской администрации <адрес>, предмет исполнения: о понуждении к совершению действий по государственной регистрации права на объект недвижимости двухэтажное здание сельского дома культуры, <дата> года строительства, расположенное по адресу: <адрес>.
Должнику установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В установленный срок должником требования исполнительного документа не исполнены.
Постановлением судебного пристава- исполнителя Выгоничского РОСП УФССП России по <адрес> Г.В. Чухлебовой от <дата> с Красносельской сельской администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ( далее ФЗ №229-ФЗ), в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.2 ст.112 ФЗ №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей ( ч.3 ст.112 ФЗ №229-Ф).
При этом должник, в силу ч.6 ст.112 ФЗ №229-ФЗ, вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 вышеназванной статьи предусмотрено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50«О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» ( далее Постановление Пленума ВС РФ №), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом ( ч.9 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Законность вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата> административным истцом не оспаривается, данное постановление не признано незаконным.
Вместе с тем, административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора, ссылаясь на трудное финансовое положение, а также, указав, что требования исполнительного документа частично исполнены.
В обоснование финансового положения административным истцом указано, что расходная часть утвержденных для поселковой администрации лимитов бюджетных обязательств имеет строго целевое назначение в соответствии со сметным расчетом, основная часть расходов- оплата за электроэнергию, выплата заработной платы, расходы на погашение исполнительского сбора в смете не запланированы, указано, на остаток доступных средств к распределению по состоянию на <дата>, в размере <данные изъяты>. и представлена ведомость по движению средств бюджета.
Как разъяснено в п.75 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ №50, должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При этом Федеральный Закон №229-ФЗ не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
Таким образом, законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Суд наделен правом самостоятельно квалифицировать те, или иные обстоятельства в качестве оснований уменьшения исполнительского сбора, данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства; исполнительский сбор имеет целью пресечение правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. В связи с изложенным, взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.34 ( часть1), 35 ( части 1-3) и 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что Красносельской сельской администрацией <адрес> принимались меры к исполнению решения Выгоничского районного суда <адрес> путем направления соответствующих запросов в компетентные органы по государственной регистрации права на объект недвижимости двухэтажное здание сельского дома культуры, <дата> года строительства, расположенное по адресу: <адрес>.
Суд, учитывая финансовое положение администрации, а также предоставленный судебным приставом –исполнителем небольшой срок для проведения объемных работ, а также принятые должником меры для исполнения требований исполнительного документа после истечение срока для добровольного исполнения, полагает, что указанное дает основание для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 ФЗ №229-ФЗ, и удовлетворяет заявленные требования.
Заявленнные требования Красносельской сельской администрации <адрес> об отсрочке исполнения уплаты исполнительского сбора на один год по делу № по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Красносельской сельской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по государственной регистрации права на объект недвижимости удовлетворению не подлежат.
Из представленных отчетных документов должника по движению денежных средств за <дата> усматривается, что у него имелась финансовая возможность для уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от <дата>., бюджет дифиционным не является.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Красносельской сельской администрации <адрес> об отсрочке исполнения уплаты исполнительского сбора на один год по делу № от <дата>
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░>. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ 1/4 ░░░░░, ░.░. ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 07.08. 2020 ░.