дело №2а-881/2022
25RS0007-01-2022-000134-58
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием помощника Приморского прокурора по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края
ФИО5,
представителя административного ответчика ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России
по Приморскому краю ФИО7,
представителя административного ответчика ГУФСИН России по
Приморскому краю ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю об оспаривании бездействия и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковыми требованиями к ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю в обоснование которых указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией исправительного учреждения требований законодательства по обеспечению осужденных надлежащими материально-бытовыми и санитарно-эпидемиологическими условиями, в результате которой установлено отсутствие перегородок, в том числе дверных, в санитарных узлах запираемых помещений ШИЗО/ПКТ, отрядах <номер>, обеспечивающих приватность нахождения в этих помещениях.
По результатам выявленных нарушений <дата> врио начальника ГУФСИН России по Приморскому краю прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени не устранено в связи с отсутствием денежных средств согласно ответу от <дата>.
По изложенному, и с учетом функции распорядителя бюджетных средств - ГУФСИН России по Приморскому краю, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому и ГУФСИН России по Приморскому по необорудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер>, перегородками в санитарных узлах, обеспечивающих приватность нахождения в этих помещениях; возложить на ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому обязанность выполнить в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по оборудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер> перегородками в санитарных узлах, обеспечивающими приватность нахождения в этих помещениях; в случае недостаточности у ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому денежных средств для выполнения указанных целей, принять меры по материальному обеспечению за счет средств ГУФСИН России по Приморскому краю.
В судебном заседании помощник Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края по доверенности ФИО5 поддержал заявленный прокурором административный иск, уточнив требование о возложении на ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность довести до ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю денежные средства на заявленные в иске мероприятия в размере, превышающем собственные средства.
Представитель административного ответчика ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Не отрицала наличие выявленных прокурором нарушений требований по обеспечению осужденных надлежащими материально-бытовыми и санитарно-эпидемиологическими условиями содержания, однако их устранение возможно за счет бюджетных денежных средств распределенных ГУФСИН России по Приморскому краю. Пояснила о выделении учреждению в 2022 году бюджетных обязательств на сумму <номер> руб., что подтвердила документально.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала по заявленным требованиям по доводам возражений, указав о финансировании расходов по обеспечению осужденных надлежащими материально-бытовыми и санитарно-эпидемиологическими условиями содержания из средств федерального бюджета. С учетом выделенных ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю денежных средств, пояснила о выполнении Управлением своих обязательств. Полагала о пропуске прокурором срок для обращения за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.2, ч.4 ст.15 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно п.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.1950 г.) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Исходя из позиции Европейского суда по правам человека изложенной в решении от 17.03.2020 года "Дело Евгений Михайлович Шмелев и другие", ненадлежащим условием содержания и нарушением приведенного п.3 Конвенции рассматривается отсутствие туалетного оборудования, которое отгорожено от остального помещения с тем, чтобы обеспечивать приватность отправления санитарно-гигиенических процедур и возможность уединиться при пользовании туалетом.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой, согласно п.5 Приложения 1 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года №512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проверки исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства в части соблюдения санитарно-эпидемиологических условий содержания осужденных, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, ст.101 УИК РФ, санитарно-техническое состояние в санитарных узлах запираемых помещений ШИЗО/ПКТ, отрядах <номер>, отсутствуют перегородки, в том числе дверные, обеспечивающие приватность нахождения в этих помещениях.
Указанное обстоятельство явилось основанием для внесения Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края <дата> в адрес Врио начальника ГУФСИН России по Приморскому краю, представления об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени в части заявленных требований не исполнено, нарушения не устранены.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю - не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктами 3.1, 3.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314 (далее - Положение), задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учредителем ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю является Российская Федерация, собственником имущества указанного учреждения является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования деятельности ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения), кроме того, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункта 7 Положения).
Таким образом, ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, принимая приведенные положения закона, суд приходит к выводу о нарушении исправительным учреждением требований действующего законодательства в сфере санитарно-гигиенического обеспечения осужденных, в связи с чем признает незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю по не оборудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер> <номер> перегородками в санитарных узлах, обеспечивающими приватность нахождения в этих помещениях, чем нарушаются права осужденных, содержащихся в учреждении.
Поскольку совокупность таких условий, как несоответствие обжалуемого бездействие закону и нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц установлена по делу, суд удовлетворяет административный иск Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, и с учетом требований пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ восстанавливая нарушенное право, возлагает на ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность выполнить в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по оборудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер> перегородками в санитарных узлах, обеспечивающими приватность нахождения в этих помещениях.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
При этом суд отмечает, что несмотря на то, что в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1314, финансирование учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, сам по себе факт недостаточности финансирования ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю на проведение мероприятий по оборудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер> перегородками в санитарных узлах, не освобождает указанное учреждение по соблюдению требований законодательства в сфере санитарно-гигиенического обеспечения осужденных, и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций через свой территориальный орган - ГУФСИН России по Приморскому краю.
Несмотря на доведении до ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю лимитов бюджетных обязательств в сумме <номер> руб., без целевого выделения, и с учетом ответа ГУФСИН России по Приморскому краю от <дата> о стоимости заявленных в иске работ в размере <номер> руб. (л.д.32), возражений исправительного учреждения о предпринятых мерах по истребованию денежных средств для выполнения заявленных прокурором требований, то имеется необходимость возложить на ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность выделить ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю денежные средства на указанные цели в пределах выделенных ФСИН России бюджетных ассигнований в размере превышающем собственные денежные средства.
Доводы административных ответчиков о том, что ФКУ ЛИУ-47 ГУФСИН России по Приморскому краю является федеральным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, а финансирование на оборудованию помещений ШИЗО/ПКТ, отрядов <номер> перегородками в санитарных узлах, ранее не выделялись, правового значение не имеет, поскольку выполнение возложенных на исправительное учреждение действующим законодательством обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности финансирования исправительного учреждения.
Доводы представителя административного ответчика о пропуске прокурором срока для обращения с настоящим иском не основаны на положениях ст.219 КАС РФ, поскольку заявленные в иске нарушения носят длящийся характер и до настоящего времени не устранены. Срок обращения прокурора за судебной защитой не пропущен.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.178-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░-47 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-47 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░/░░░, ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░-47 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12-░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░/░░░, ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░-47 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░/░░░, ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.04.2022 ░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░ |