Дело № 2а-1897/2024
УИД 23RS0008-01-2024-002521-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 25 июля 2024 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,
с участием;
административного истца Мешкова Н.В.,
представителя военного комиссариата Белореченского муниципального района Краснодарского края Гончарова Ю.Н.,
представителя председателя призывной комиссии Белореченского муниципального района - главы муниципального образования Белореченский район Сидоренко С.В. - Суздальцевой В.В.,
при секретаре Суржа Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мешкова Н.В. к призывной комиссии муниципального образования Белореченский район и военному комиссариату Белореченского муниципального района Краснодарского края о признании незаконным решения призывной комиссии МО Белореченский район,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии МО Белореченский район от 11.04.2024 года об отказе Мешкову Н.В. в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу; обязать призывную комиссию муниципального образования Белореченский район повторно рассмотреть его ходатайство от 04.04.2024 года о замене военной службы альтернативной гражданской.
В административном исковом заявлении административный истец указал (л.д.7-10,22-25), что состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Белореченска и Белореченского района Краснодарского края. 04.04.2024 года Мешков Н.В. обратился в Военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по причине того, что военная служба противоречит его убеждениям. 11.04.2024 года призывной комиссии Белореченского муниципального района Краснодарского края принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Указанным решением призывной комиссии нарушено право административного истца на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Основанием для отказа в удовлетворении заявления Мешкова Н.В. стал пропуск срока для подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Вместе с тем, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» налагает на гражданина только обязанность довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, однако призывная комиссия гарантированные права административного истца поставила ниже процедурных предписаний. Полагает, что решение призывной комиссии не является правильным, поскольку комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на наличии убеждений, поскольку наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления - второстепенным. В поданном заявлении в призывную комиссию Мешков Н.В. обосновал свой выбор, изложил причины и обстоятельства, указал причину пропуска сроков подачи заявления, просил рассмотреть и считать их уважительными. Решение призывной комиссии немотивированно, без указания причин отказа содержит только результат. Во время заслушивания его заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу была нарушена процедура принятия решения, установленная ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а именно ему не были разъяснены его права, заявление не рассмотрено по существу, его доводы заслушаны не были, а в ходатайстве о восстановлении срока подачи заявления было отказано. Кроме того, председатель призывной комиссии не довёл до Мешкова Н.В. персональный состав призывной комиссии, что является нарушением п. 6 Приложение N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утв. Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400). По указанной причине административный истец не имел представления, являются ли люди, принимающие в отношение него решение, членами призывной комиссии. Решение призывной комиссии от 11.04.2024 года в порядке подчиненности обжаловано не было.
В судебном заседании административный истец полностью подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание 25 июля 2024 года административный истец не явился, но представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Белореченского муниципального района Краснодарского края Гончаров Ю.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что весенний призыв в отношении призывника Мешкова Н.В. проводился с 1 апреля по 15 июля 2024 года в соответствии с Указом Президента РФ и распоряжением Главы МО Белореченский район. Решением призывной комиссии МО Белореченский район Мешкову Н.В. отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой в связи с пропуском срока обращения, поскольку административный истец Мешков Н.В. подлежит призыву на военную службу с 1 апреля 2024 г. до 15 июня 2024 г., он обязан был подать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу до 1 октября 2023 г. Однако Мешков Н.В. этого не сделал, обратился в военный комиссариат Белореченского муниципального района Краснодарского края с заявлением только 04.04.2024 года, что административный истец подтвердил в административном иске. Оснований, позволяющих продлить установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, заявитель Мешков Н.В. призывной комиссии МО Белореченский район не предоставил. Просит обратить внимание, что Мешков Н.В. обратился в настоящим административным иском в суд спустя 1,5 месяца со дня принятия решения от 11.04.2024 года с целью уклонения от призыва в ВС РФ и отправки в войска в период весеннего призыва 2024 года, рассчитывая на невозможность осуществления его призыва до окончания судебного разбирательства. Истец Мешков Н.В. также не обжаловал решение призывной комиссии МО Белореченский район в вышестоящую призывную комиссию Краснодарского края. Принятое решение призывной комиссии МО Белореченский район от 11.04.2024 года в отношении призывника Мешкова Н.В. законно и обоснованно, так как соответствует всем требованиями федерального законодательства, регулирующего сферу деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, связанных с призывом.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования Белореченский район Суздальцева В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска Мешкова Н.В., поскольку принятое решение призывной комиссии от 11.04.2024 года законно, обоснованно и принято в полном соответствии с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».
Заслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок организации и проведения призыва граждан на военную службу в ВС Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», при этом сроки проведения призыва граждан на военную службу устанавливаются Указами Президента РФ.
Статьей 28 Конституции РФ гарантирована каждому свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В силу ч.1 ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Частью 2 ст.59 Конституции РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона N 113-ФЗ, граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
При этом, данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва. Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром на основании пункта 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587).
Исходя из требований ч.ч.1-3 ст.12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
На основании ч.4 ст.12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 октября 2006 года N 447-О "По жалобам граждан Ж. и П. на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", статья 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Из ч.7 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ следует, что гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.
Как установлено в судебном заседании, Мешков Н.В., являясь призывником весеннего призыва в период с 01 апреля по 15 июля 2024 года в соответствии с Указом Президента РФ и распоряжением Главы МО Белореченский район, 04.04.2024 года обратился в военный комиссариат Белореченского муниципального района с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. В данном заявлении Мешков В.М. также просил восстановить ему срок подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, мотивировав причину пропуска срока тем, что он не был достаточно информирован о процессе подачи заявления на альтернативную гражданскую службу, просил считать ее уважительной (л.д.11-13).
11.04.2024 года решением призывной комиссии Белореченского муниципального района Краснодарского края отказано Мешкову Н.В. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», решение принято единогласно, что подтверждено выпиской из протокола № 3 от 11.04.2024 года (л.д.14-15). Данным решением Мешков Н.В. признан годным к военной службе.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решением призывной комиссии Белореченского муниципального района Краснодарского края от 11.04.2024 года правомерно отказано Мешкову Н.В. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по причине пропуска им срока обращения с названным заявлением.
Действительно, в своем заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Мешков Н.В. ходатайствует о восстановлении срока для его подачи, как пропущенный по уважительной причине, а именно он не был достаточно информирован о процессе подачи заявления на альтернативную гражданскую службу.
Вместе с тем, суд, как и призывная комиссия, не находит оснований для восстановления пропущенного срока для подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку в своем заявлении Мешков Н.В. указывает, что впервые его убеждения, препятствующие ему проходить военную службу, сформировались в 2022 году, т.е. по достижении им 18-летнего возраста, с которого в соответствии с п. «а» ч.1 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» он подлежал призыву на военную службу. Следовательно, будучи гражданином Российской Федерации, не лишенным дееспособности, и зная о своем долге и обязанности по защите Отечества, а также о своем праве проходить альтернативную гражданскую службу, Мешков Н.В. должен был своевременно ознакомиться с процессом подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, который описан в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе», в том числе за разъяснениями обратиться в военный комиссариат Белореченского муниципального района за соответствующими разъяснениями. Несвоевременность действий Мешкова Н.В. свидетельствует о безразличии к данному вопросу, тогда как само по себе незнание или неверное толкование административным истцом норм действующего законодательства об альтернативной гражданской службе не освобождает его от ответственности.
При изложенных обстоятельствах, поскольку заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой подано призывником с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", уважительных причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления, не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы административного истца о нарушении призывной комиссией Белореченского муниципального района п.6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400, суд не может принять во внимание, поскольку Инструкция, на которую ссылается административный истец, утратила свою силу с 01.01.2022 года в связи с изданием Приказа Минобороны России от 29.10.2021 года № 641.
Позиция административного истца о нарушении призывной комиссии порядка принятия решения, не разъяснении ему его прав, а также не доведении до него информации о членах призывной комиссии, противоречит действующему законодательству.
Так, согласно ч.1 ст.27 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций (ч.2 ст.27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В силу ч.5 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из требований ч.6 ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с п.24 Постановления Правительства РФ № 256 от 28.05.2004 года «Об утверждении положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа) на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина и лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином и военным комиссариатом, а также дополнительных материалов, запрашиваемых призывной комиссией от организаций и физических лиц.
Пунктом 25 Постановления Правительства РФ № 256 от 28.05.2004 года «Об утверждении положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» предусмотрено, что заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, а при запросе дополнительных материалов - в 2-месячный срок. Заседание призывной комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей ее членов. Заключение (решение) выносится (принимается) большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Таким образом, решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую соответствует положениям Конституции РФ, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" и Постановления Правительства РФ № 256 от 28.05.2004 года «Об утверждении положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы», доводы Мешкова Н.В. в части нарушения призывной комиссией его прав и законных интересов не нашли своего подтверждения и опровергнуты материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии Белореченского района от 11.04.2024 года (протокол № 3) об отказе Мешкову Н.В. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и признании годным к военной службе (категория годности «А») является законным, вынесенным в строгом соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Указами Президента РФ, Положения о призыве на военную службу, утвержденным Правительством РФ и другими нормативно-правовыми актами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.07.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░.