УИД: 42RS0017-01-2023-000569-45
Дело № 2а-479/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 21 июля 2023 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Шипицына В.А.
при секретаре Гараевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сырку Светланы Геннадьевны к Комитету градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка о признании незаконным решения, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сырку С.Г. в лице представителя Макеева А.Ю., действующего на основании доверенности от 12.10.2022. выданной сроком на 3 года, обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в соответствии с которым просит суд признать незаконным решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 07.02.2023 № об отказе Сырку С.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства, площадью 641 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <****> обязать ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Сырку С.Г. путем повторного рассмотрения заявления Сырку С.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства, площадью 641 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <****>
Заявленные административные исковые требования мотивирует тем, что Сырку С.Г. с 2001 года является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Энергетик» и имеет во владении земельный участок № <****>
В целях реализации права на получение в собственность земельного участка Сырку С.Г. обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства, площадью 641 кв.м., расположенного: <****>. Данный участок поставлен Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка на кадастровый учет в 2021 году кадастровым номером № с адресом: г<****>
Однако на вышеуказанное заявление административным истцом получено решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от 07.02.2023г. Решение об отказе мотивировано тем, что согласно картографическим материалам Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, испрашиваемый земельный участок расположен за границей земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона СНТ «Энергетик», в связи с чем приложенная к заявлению выписка из протокола не может являться основанием, устанавливающим распределение земельного участка в указанной некоммерческой организации.
Данное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, т.к. для приобретения земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, он должен соответствовать совокупности определенных условий, в том числе должен быть образован из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок Сырку С.Г. образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Энергетик» для ведения садоводства и огородничества, до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что указывает на совокупность условий для применения в отношении данного земельного участка положений пункта 2.7 статьи 3 указанного Федерального закона.
Административный истец Сырку С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
В судебное заседание представитель административного истца Макеев А.Ю., действующий на основании доверенности от 20.10.2022, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представитель административного ответчика Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка Борисов М.М., действующий на основании доверенности № от 30.12.2022, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, направила отзыв на иск, в котором просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица СНТ «Энергетик» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. В отзыве на иск просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно пояснив, что по состоянию на 13 июня 2023 в реестре садоводов СНТ «Энергетик» Сырку С.Г. не числится. Земельный участок, расположенный по адресу: <****> площадью 641 кв.м., с кадастровым номером № с 2016 не входит в схему застройки СНТ «Энергетик» и не числится в СНТ «Энергетик», т.к. Комитет градостроительства и земельных ресурсов г.Новокузнецка утвердил новую схему СНТ «Энергетик». По имеющимся архивным сведениям Сырку С.Г. была членом СНТ «Энергетик» в 2001 году и ей выделялся вышеуказанный земельный участок с адресом: <****>, но на кадастровый учет земельный участок поставлен не был. На основании чего данный земельный участок выделялся Сырку С.Г. в СНТ «Энергетик» сведения отсутствуют.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Ч.9 ст. 226 Кодекса об административном производстве РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Так, в соответствии с положениями п.2.7 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела, а именно выписки из ЕГРЮЛ следует, что 08.08.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о регистрации юридического лица СНТ «Энергетик», созданного до 01.07.2002 (л.д. 31-34).
Председателем СНТ «Энергетик» Андреевым Е.А. выдана справка административному истцу от 19.03.2002, согласно которой она является членом СНТ «Энергетик» и за ней числится земельный участок, расположенный по адресу: <****> (л.д. 11).
Согласно сведениям с общедоступного источника «Публичная кадастровая карта» земельный участок с кадастровым номером <****> имеет адрес: <****>л.д. 24).
Обжалуемым решением Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка № от 07.02.2023 Сырку С.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.к. согласно картографическим материалам Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка, испрашиваемый земельный участок расположен за границей земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего федерального закона СНТ «Энергетик», в связи с чем приложенная к заявлению выписка из протокола не может являться основанием, устанавливающим распределение земельного участка в указанной некоммерческой организации (л.д. 9).
При этом административный ответчик ссылается на внесение изменений в схему СНТ «Энергетик» от 2019, согласно которой земельный участок, расположенный по адресу: <****> с кадастровым номером № не входит в схему застройки СНТ «Энергетик» и не числится в СНТ «Энергетик» (л.д. 30).
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Принимая решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка в качестве правового основания сослался на положения п. 1, 4 ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 1 указанной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из анализа указанных положений следует, что для приобретения земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов с собственность бесплатно, он должен соответствовать совокупности определенных условий, предусмотренных п.27. ст. 3 ФЗ №137-ФЗ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обращение административного истца в Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №№ расположенного по адресу: <****> в отсутствие надлежащих доказательств предоставления земельного участка до вступления в законную силу ФЗ от 25 октября 2001 №137-ФЗ не соответствовало совокупности условий, предусмотренных п. 2.7 ст.3 названного закона.
В силу положений п.2.7 ст. 3 ФЗ №137-ФЗ необходимо, чтобы спорный земельный участок входил в границы земельного участка, предоставленного до вступления в силу ФЗ от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» СНТ «Энергетик». Поскольку право приватизации возникает только в отношении земельного участка, находящегося в пределах товарищества, а не за его пределами.
Так, согласно сведениям СНТ «Энергетик», по состоянию на 13.06.2023г. в реестре садоводов СНТ «Энергетик» Сырку С.Г. не числится. Земельный участок, расположенный по адресу: <****> площадью 641 кв.м., с кадастровым номером № с 2016г. не входит в схему застройки СНТ «Энергетрик» и не числится в СНТ «Энергетик». По имеющимся сведениям в 2001 году Сырку С.Г. являлась членом СНТ и ей выделялся земельный участок с адресом: <****>, но данные об основании предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу: <****> в 2000-2001 в СНТ отсутствуют. Таких доказательств в обоснование заявленных исковых требований Сырку С.Г. не представлено и в судебное заседание.
В соответствии с положениями п.2.8 ст. 3 ФЗ №137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с 2.10 настоящей статьи исполнительный орган государственной или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 №2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» установлено, что полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68,74, 80 и 94 ЗК РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Основаниями же для возникновения права на земельные участки, в частности, для коллективного садоводства, огородничества, в соответствии со ст. 66 ЗК РСФСР и п.2 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2287 являлся соответствующий акт местной администрации.
В отсутствие убедительных доказательств соблюдения установленной законодательством процедуры предоставления земельного участка садоводческому товариществу, действовавшей на период предполагаемого предоставления, отсутствие государственного акта о предоставлении садоводческому товариществу земельного участка суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Доводы же представителя административного истца об образовании земельного участка в ранее сложившихся границах и, как следствие, возникновении у Сырку С.Г. права на бесплатное предоставление указанного земельного участка судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений закона, т.к. сведений о предоставлении административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: <****> до вступления в законную силу ФЗ от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ не представлены.
В рассматриваемом споре сам по себе факт адресации испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка садоводческому товариществу, установленной законодательством, действовавшим на период предполагаемого предоставления.
Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не расположен в границах землеотвода, предоставленного СНТ «Энергетик», суд приходит к выводу об отсутствии у административного истца оснований для бесплатного приобретения в собственность спорного земельного участка при отсутствии совокупности требований, предусмотренных п. 2.7 ст.3 ФЗ №137-ФЗ.
То обстоятельство, что ранее председателем ТСН «Энергетик» выдавались документы, подтверждающие факт членства в товариществе, не может являться основанием для признания за Сырку С.Г. права на земельный участок, т.к. совокупности юридическим значимых обстоятельств, для возникновения данного права судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░