Решение
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 г. г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Подчуфарова А.А.,
при ведении протокола секретарем Костиной Ю.И.,
с участие представителя административного истца по доверенности Тебецаевой В.С., административного ответчика Ткачевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-52/2020 по уточненному административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тульской области к Ткачевой Н.С. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к Ткачевой Н.С. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, мотивируя его следующим.
Ткачева Н.С. в течение 2017 года являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами: № №, расположенными по адресу: <адрес>.
Кроме этого, в 2017 году Ткачева Н.С. являлась собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В адрес Ткачевой Н.С. административным истцом было направлено налоговое уведомление № от 07 сентября 2018 г. о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в срок не позднее 03 декабря 2018 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ 30 января 2019 г. Ткачевой Н.С. направлено налоговое требование № 11276 об уплате вышеуказанных налогов и пени в срок до 26 марта 2019 г.
Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
Согласно ст. 75 НК РФ Ткачевой Н.С. за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени, размер которых по земельному налогу составляет 138 рублей 89 копеек, по налогу на имущество физических лиц – 1 рубль 63 копейки.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Тульской области от 04 июля 2019 г. по административному делу № 2а-984/2019 был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Административный истец Межрайонная инспекции ФНС России № 5 по Тульской области просит взыскать с Ткачевой Н.С. недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 9502 рубля и пени в сумме 138 рублей 89 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 112 рублей и пени в сумме 1 рубль 63 копейки.
В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены исковые требования, а именно, исключены исковые требования в части взыскания недоимки по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером №
В связи с чем, Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тульской области просит взыскать с Ткачевой Н.С. недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 8729 рублей и пени в сумме 138 рублей 89 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 112 рублей и пени в сумме 1 рубль 63 копейки.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тульской области по доверенности Тебецаева В.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик Ткачева Н.С. в судебном заседании возражала в удовлетворении требований административного истца – Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тульской области, так как она указанными земельными участками не пользуется.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд пришел к следующему.
Как указано в ст. 1 НК РФ данный кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Данная обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.
Раскрывая природу и нормативное содержание закрепленной в названной норме конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что данная обязанность имеет особый, публично-правовой характер, а ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в ст. 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В соответствии с этим государство, следуя необходимости своевременного и в полном объеме взимания законно установленных налогов и сборов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано устанавливать эффективные механизмы контроля и ответственности в сфере налогообложения, которые, не нарушая конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивали бы надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенной на них налоговой обязанности и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или неполноты уплаты налога. Неуплата налога в срок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога (Постановление № 20-П от 17 декабря 1996 г.).
Закрепляя обеспечительный механизм реализации конституционной обязанности по уплате налогов, федеральный законодатель установил в Налоговом кодексе РФ, в частности, ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ч. 1 ст. 122 НК РФ), а также обязанность налогоплательщика, просрочившего уплату причитающихся сумм налогов или сборов, выплатить дополнительную денежную сумму (пеню), начисляемую за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.ч. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст.ст. 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст.389 НК РФ).
Статьями 390, 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами и основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в соответствии со ст. 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).
Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (часть 2).
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 2-4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Частью 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ткачева Н.С. в течение 2017 года являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, расположенных по адресу: <адрес>, и собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Тульской области в соответствии с действующим законодательством 21 сентября 2018 г. налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 12882617 о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.
28 февраля 2019 г. налогоплательщику направлено налоговое требование № 11276 об уплате вышеуказанных налогов и начисленных пеней в срок до 26 марта 2019 г.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Тульской области от 04 июля 2019 г. по административному делу № 2а-984/2019 был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
До настоящего времени суммы налога и соответствующие пени за 2017 год в добровольном порядке в бюджет в полном объеме не перечислены. Доказательств обратного суду не представлено.
Правильность и обоснованность расчета налога на имущество физических лиц сомнений не вызывает, указанный расчет административным ответчиком не оспорен.
Своевременность выставления данного требования и его вручения налогоплательщику сторонами не оспаривались.
С настоящим административным иском Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тульской области обратилась в Суворовский районный суд Тульской области в установленный законом (абз.2 п. 3 ст. 48 НК РФ) шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Не доверять предоставленным письменным доказательствам у суда не имеется оснований. Суд признаёт указанные доказательства относимыми, допустимыми и достоверными.
При таких обстоятельствах основания для отказа в иске Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к Ткачевой Н.С. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, налогу на имущество отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Доказательствами того, что административный ответчик подлежит освобождению от уплаты судебных расходов, не имеется.
В силу положений ч.1 ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец освобождается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 5 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 5 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>: ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 8729 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 138 ░░░░░░ 89 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 112 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░░░ 63 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2020 ░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░░ |