к делу № 2а-2468/2024
61RS0022-01-2024-001863-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2024 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ерошенко Е.В.
при секретаре судебного заседания Стецура А.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.,
представителя заинтересованного лица Неклиновского филиала ГБУ РО «Психиатрическая больница» Чеглеева В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Таганрога в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1, заинтересованные лица - МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», Неклиновский филиал ГБУ РО «Психиатрическая больница» о прекращении права на управление транспортными средствами, о возложении обязанности незамедлительно сдать водительское удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФИО1 заинтересованные лица: МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», Неклиновский филиал ГБУ РО «Психиатрическая больница» о прекращении права на управление транспортными средствами, о возложении обязанности незамедлительно сдать водительское удостоверение, в обоснование указав следующее.
Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения выдано <дата> водительское удостоверение на право управления транспортными средствами <данные изъяты>.
Вместе с тем согласно информации, представленной Неклиновским филиалом ГБУ РО «Психиатрическая больница», ФИО1, взят на стационарное лечение с <дата> - <дата>, с <дата> <дата> с диагнозом <данные изъяты>, указанное заболевание носит характер, препятствующий управлению транспортными средствами.
По мнению административного истца, имеющееся заболевание у ФИО1, препятствующее управлению транспортным средством, и отсутствие иных доказательств о наличии стойкой ремиссии, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, что является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, статью 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г., ч.3 ст.17, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации п.1 ст.1065 ГК РФ, ч.1 и ч.2 ст.23, ст.24, ч.1 ст.26, ч.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. №1604, которым утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, п.35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд прекратить действие права ФИО1, <дата> года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения <данные изъяты>, и обязать ФИО1 незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение № выданное регистрационно-экзаменационным пунктом г. Таганрога отделение №1 (дислокация г. Таганрог) МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области <дата>.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. поддержал доводы административного иска, просил удовлетворить в полном объеме административные исковые требования, полагал, что они являются законными и обоснованными.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Неклиновского филиала ГБУ РО «Психиатрическая больница» Чеглеев В.В., действующий на основании доверенности, полагал, что заявленные административные исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с этим просил удовлетворить административный иск.
Представитель заинтересованного лица ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания в суд не направил.
Дело в отсутствие неявивившихся лиц, извещенных надлежащим образом, рассмотрено в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 февраля 2020 года N 521-О, на основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 названного Федерального закона).
В силу статьи 23 поименованного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно абзацу 2 пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное наличие медицинских противопоказаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Исходя из положений пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.
Приведенное регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения Российской Федерации, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (пункт 2.7). Гарантией достижения указанной цели является пункт 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, который допускает прекращение действия права на управление транспортными средствами при выявлении у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. При этом названным законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования, порядке.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (регистрационно-экзаменационным пунктом г. Таганрога отделение №1 (дислокация г. Таганрог) МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области) ФИО1, выдано <дата> водительское удостоверение на право управления транспортными средствами <данные изъяты>.
Согласно ответу от <дата> № Неклиновского филиала ГБУ РО «Психиатрическая больница», представленному по запросу прокуратуры г. Таганрога, ФИО1, <дата> года рождения взят на стационарное лечение с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата> с диагнозом <данные изъяты>, указанное заболевание носит характер, препятствующий управлению транспортными средствами.
Данные обстоятельства также подтверждаются ответом от <дата> № Неклиновского филиала ГБУ РО «Психиатрическая больница» на запрос суда.
При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи, с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Доказательств отсутствия установленного диагноза, препятствующего управлению транспортными средствами, а также доказательств годности к управлению транспортными средствами, на момент рассмотрения дела судом административным ответчиком не представлено.
Таким образом, факт наличия у ФИО1 вышеуказанного диагноза подтвержден имеющимися в материалах дела письменными доказательствами. Данное заболевание является противопоказанием к управлению транспортными средствами согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», что является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Поскольку поставленный ФИО1 диагноз влияет на способность человека руководить своими действиями, может привести к расстройствам поведения, может послужить причиной совершения дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, то наличие у ФИО1 водительского удостоверения создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушает их права на безопасность дорожного движения, в связи с чем административные исковые требования прокурора г. Таганрога подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №1 (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2024░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░