УИД: 47RS0003-01-2022-001862-65
Дело № 2а–1683/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов Ленинградской области 14 декабря 2022 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой Е.А.,
при помощнике судьи Акимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области к судебному приставу-исполнителю Волховского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Сотникову А.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту – Администрация) обратилась в Волховский городской суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование требований, что заявитель является должником в исполнительном производстве неимущественного характера № ******-ИП от 11.07.2022 г., возбужденном на основании исполнительного листа № ****** от 30.06.2022, выданном Волховским городским судом по делу №2а-285/2021.
01 августа 2022 г. по исполнительному производству № ******-ИП судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № ****** о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнение исполнительного документа было невозможно в установленный решением суда срок. Должником (заявителем) были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, что подтверждается письмом администрации. Информация об этом и подтверждающие документы были представлены судебному приставу-исполнителю 01 августа 2022 года и 31 августа 2022 года, что подтверждается письмами № ****** и № ******. Судебный пристав-исполнитель от исполнительского сбора заявителя не освободил, постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера от «01» августа 2022 года № ****** не отменено.
Как следует из уточненного административного искового заявления во исполнение указанного выше решения администрацией 29 марта 2021 года заключен договор с ООО «ПСК «Волховпроект» на корректировку проектной документации и подготовку исполнительной документации для строительства сети теплоснабжения, находящейся по адресу: ******, необходимой для подачи в Ростехнадзор.
Корректировка проектной документации на строительство сети произведена ООО «ПСК «Волховпроект» июле 2021 года. В соответствии с откорректированной проектной документацией возникла необходимость выполнить ремонт тепловой сети: произвести обустройство сбросных колодцев.
18 августа 2021 года администрацией Староладожского сельского поселения заключен договор ООО «БЩПС-47» на ремонт сети, работы, согласно которому, были выполнены 31 августа 2021 года. По завершении работ по ремонту ООО «ПСК «Волховпроект» приступило к подготовке исполнительной документации.
Согласно правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок перед приемкой в эксплуатацию тепловой сети проводятся пусконаладочные работы. В связи с чем, ООО «ПСК «Волховпроект» разработана программа проведения пуско-наладки тепловой сети, которая в апреле 2022 года направлена в Ростехнадзор на согласование.
В мае 2022 года Ростехнадзором выставлены замечания по представленным документам, которые ООО «ПСК «Волховпроект» устранены и в сентябре 2022 года подано новое заявление о согласовании программы пусконаладочных работ сети. В настоящее время программа находится на согласовании в Ростехнадзоре.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» административный истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 01 августа 2022 года № ******, в случае невозможности рассмотреть вопрос об освобождении, просит снизить сумму исполнительского сбора.
Протокольным определением от 28 октября 2022 года в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Волховского муниципального района Ленинградской области и Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики судебный пристав-исполнитель Волховского отдела Волховского РОСП УФССП России по Ленинградской области Сотников А.П., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, заинтересованные лица администрация Волховского муниципального района Ленинградской области и Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ.
Также в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Волховского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку лица, участвующие в деле, об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в этой связи суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как установлено судом 17 марта 2021 года Волховским городским судом по административному делу № 2а-285/2021 вынесено решение, которым удовлетворены административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц: признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг. Администрация муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области обязана в срок до 01 сентября 2021 года устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные в акте готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг. № ******/Амо от 11.11.2020 г., выданном Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, а именно: получить разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенной и включенной в работу тепловой сети к жилым домам по адресу: ******. Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области обязана в срок до 01 сентября 2021 года получить разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок многоквартирного жилого дома по адресу: ******
Решение № 2-880/2019 вступило в законную силу 01 мая 2021 года.
11 июля 2022 года судебным приставом-исполнителем Волховского РОСП УФССП России по Ленинградской области на основании исполнительного листа по делу № 2а-285/2021 было возбуждено исполнительное производство № ******-ИП, должнику установлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Вышеуказанное постановление получено Администрацией 11 июля 2022 года посредством ЕПГУ.
01.08.2022 года судебным приставом-исполнителем Сотниковым А.П. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Постановление о взыскании исполнительского сбора получено Администрацией 08 августа 2022 г. посредством ЕПГУ.
В уточненном административном исковом заявлении Администрация, не оспаривая постановление о взыскании исполнительского сбора, просит освободить её от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что после возбуждения исполнительного производства Администрация не имела реальной возможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
При этом установлено, что поле вынесения решения суда в части получения разрешения на допуск в эксплуатацию вновь построенной и включенной в работу тепловой сети к жилым домам по адресу: ******, Администрацией 29 марта 2021 года был заключен договор с ООО «ПСК «Волховпроект» на корректировку проектной документации и подготовку исполнительной документации для строительства сети теплоснабжения, находящейся по адресу: ******. Корректировка документации произведена, исполнительная документация подготовлена. В соответствии с откорректированной проектной документацией тепловая сеть в августе 2021 года приведена в нормативное состояние, выполнен ремонт сети: произведено обустройство сбросных колодцев. Подрядчиком ООО «ПСК «Волховпроект» поданы документы в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору, необходимые для получения допуска в эксплуатацию сети. В мае 2022 года Ростехнадзором выставлены замечания по представленным документам, которые по состоянию на текущую дату устраняются.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку поведение Администрации нельзя признать уклонением от исполнения решения суда ввиду наличия объективных обстоятельств, не зависящих от административного истца.
Также суд учитывает, что определением Волховского городского суда от 08 декабря 2022 г. по делу № 13а-308/2022 (дело № 21а-285/2021) Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 сентября 2023 года.
Поскольку у суда нет оснований расценивать неисполнение Администрацией в установленный судебным приставом-исполнителем срок обязанности по получению разрешения на допуск в эксплуатацию вновь построенной и включенной в работу тепловой сети к жилым домам по адресу: ****** в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности, административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50 00 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Волховского РОСП УФССП России по Ленинградской области от 01 августа 2022 г.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ******-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░