Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-127/2021 ~ М-111/2021 от 02.03.2021

       <...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Дело № 25GV0004-01-2021-000126-82

24 марта 2021 года                                      город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: судьи Комлева К.В., при секретаре судебного заседания Кручининой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об оспаривании военнослужащим войсковой части № <...> Шевченко А.В. бездействия командира войсковой части № начальника территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации и руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невключением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

Шевченко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным бездействие командира войсковой части № связанное с ненаправлением в жилищный орган документов для включения его с 21 марта 2011 года, категория участника «04», в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр) и возложить обязанность на должностное лицо направить в жилищный орган документы для включения его в реестр;

- признать незаконным действие начальника территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел «Камчатский»), связанное с несвоевременным включением его в реестр и возложить обязанность на должностное лицо при поступлении документов включить его в сводный список военнослужащих, для включения в реестр с 21 марта 2011 года, категория участника «04» и направить такой список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ);

- признать незаконным действие руководителя ДЖО МО РФ связанное с несвоевременным включением его в реестр и обязать должностное лицо включить его в реестр с 21 марта 2011 года, категория участника «04».

Обосновывая заявленные требования, административный истец в заявлении указал, что он с 4 июня 2004 года проходит военную службу по контракту, второй контракт о прохождении военной службы заключил      31 марта 2009 года, то есть после 1 января 2005 года, 21 марта 2011 года им был подан рапорт о включении его в реестр командиру войсковой части №, входящей в состав войсковой части №, однако он в реестр включен не был.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, административный истец, командир войсковой части №, начальник отдела «Камчатский», руководитель ДЖО МО РФ, в суд не прибыли, при этом истец и представитель командира войсковой части № просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель отдела «Камчатский» в представленных в суд возражениях заявленные требования не признала и указала, что в жилищный орган документы для включения административного истца в реестр не поступали.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями послужного списка, контрактов от                    9 февраля 2006 года и 18 марта 2009 года, выписки из приказа командира войсковой части № от 31 марта 2009 года № административный истец второй контракт о прохождении военной службы заключил после     1 января 2005 года.

Согласно рапорту административного истца от 21 марта 2011 года, зарегистрированного в войсковой части №, входящей в состав войсковых частей № и №, административный истец 21 марта 2011 года обратился к командиру воинской части с просьбой о включении его в реестр.

Как усматривается из сообщения командира войсковой части № от 25 февраля 2020 года № и сообщения начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 7 августа 2016 года административный истец в реестр включен не был, поскольку имелись замечания по представленным документам, которые были возвращены в воинскую часть в 2016 году.

Из возражений представителя начальника отдела «Камчатский» от 23 марта 2021 года видно, что с октября 2016 года документы из войсковой части № для включения Шевченко в реестр в отдел не поступали.

Как установлено ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон).

Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС.

При этом п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона определено, что основанием для включения указанной категории военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр является письменное обращение военнослужащего о его включении в реестр.

Как указано в п. 1 и 6 ч. 1 ст. 7 Закона, к функциям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, относятся формирование и ведение реестра, представление в уполномоченный федеральный орган сведений об участниках НИС, необходимых для ведения их именных накопительных счетов; информирование участников НИС о включении их в реестр и исключении из него.

Как определено пп. 4 п. 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр для сержантов и старшин, солдат и матросов является дата регистрации в журнале учёта служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.

В период спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года № 30 (далее - Инструкция), в соответствии с которой:

- командиры воинских частей, в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) военнослужащих, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников, а также список для включения военнослужащих в реестр;

- основанием для включения сержантов и старшин, солдат и матросов в реестр является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр;

- рапорт (в письменной форме) военнослужащих о включении их в реестр оформляется согласно приложению № 2 к Инструкции, подлежит регистрации в установленном порядке и приобщается к личному делу.

Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

Такие же положения содержит и действующий в настоящее время Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 477 (далее - Порядок).

При этом в силу п. 2 указанного приказа на ДЖО МО РФ возложены функции по формированию и ведению реестра, то есть он назначен регистрирующим органом.

Как видно из Порядка: для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений Порядка приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо, на которое возлагаются:

- организация и проведение информационно-справочной работы по функционированию НИС; изучение личных дел, выявление и учет военнослужащих, у которых возникли основания для включения в реестр, а также военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС; оформление и представление командиру воинской части документов по реализации НИС в сроки, установленные Порядком; выявление и устранение причин, вызывающих обоснованные заявления и жалобы военнослужащих или членов их семей; предоставление командиру воинской части полной и объективной информации о состоянии работы с военнослужащими - участниками НИС и военнослужащими - кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе;

- при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника НИС в двух экземплярах, ознакамливает участника НИС с личной карточкой под подпись, представляет её на подпись начальнику кадрового органа воинской части и командиру воинской части и приобщает первый экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего;

- военнослужащий включается в реестр по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 9 Закона. Обращения (рапорты) (в письменной форме) военнослужащих о включении их в реестр оформляются по рекомендуемому образцу, подлежат регистрации, рассмотрению и приобщаются к личным делам военнослужащих.

Командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений;

- подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения необходимых документов осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр;

- сводный список для включения в реестр направляется подразделением жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях с приложением соответствующих документов;

- регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней после получения сводного списка для включения в реестр производит внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр;

- внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр подтверждается уведомлением, направляемым участнику НИС.

Анализ приведённых правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что Инструкцией, действовавшей в период спорных правоотношений, был установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения военнослужащих, имеющих право на участие в НИС, в реестр и определён порядок их оформления, при этом как Инструкцией, так и Порядком, на командиров воинских частей возложена ответственность за своевременное выявление и учёт военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

Таким образом, военным судом установлено, что административный истец в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона относится к категории добровольных участников НИС, а его волеизъявление, выраженное в рапорте от 21 марта 2011 года, поданном им надлежащим образом, является основанием для включения его в реестр, тогда как административный истец не был своевременно включен в реестр из-за нераспорядительности должностных лиц войсковой части 40194, повлёкшей нарушение права административного истца на жилищное обеспечение.

На основании изложенного следует прийти к выводу о том, что ненадлежащая работа должностных лиц и органов военного управления не является законным основанием для нарушения прав военнослужащего, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, тогда как в соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, подлежат возмещению государством.

В этой связи и в целях восстановления нарушенных прав административного истца военный суд считает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность направить установленным порядком документы для включения административного истца в реестр.

Такое решение военного суда соответствует ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающему, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командира воинской части.

Вместе с тем, исходя из последовательности действий должностных лиц по включению военнослужащих в реестр, принимая во внимание, что документы для включения административного истца в реестр в жилищный орган не направлены, в удовлетворении требования о возложении на начальника отдела «Камчатский» и руководителя ДЖО МО РФ обязанности во включении его в реестр следует отказать, как и в требовании о признании незаконным бездействия этих должностных лиц по не включению его в реестр. Таким образом, у суда нет оснований возлагать на указанных административных ответчиков обязанность совершить либо не совершать каких-либо действий или принять какие-либо решения, исходя из правоотношений, которые между должностным лицом и административным истцом еще не возникли.

Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 21 ░░░░░ 2011 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2011 ░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░ 2021 ░░░░.

<...>

░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░                                     ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-127/2021 ~ М-111/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевченко Александр Викторович
Ответчики
Командир войсковой части 40194
ДЖО МО РФ
Росжилкомплекс
Суд
35 гарнизонный военный суд (Камчатский край)
Судья
Комлев Константин Вадимович
Дело на сайте суда
35gvs--kam.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация административного искового заявления
02.03.2021Передача материалов судье
02.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Подготовка дела (собеседование)
09.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021Дело оформлено
03.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее