<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 25GV0004-01-2021-000126-82
24 марта 2021 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: судьи Комлева К.В., при секретаре судебного заседания Кручининой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об оспаривании военнослужащим войсковой части № <...> Шевченко А.В. бездействия командира войсковой части № начальника территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации и руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невключением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
Шевченко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие командира войсковой части № связанное с ненаправлением в жилищный орган документов для включения его с 21 марта 2011 года, категория участника «04», в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр) и возложить обязанность на должностное лицо направить в жилищный орган документы для включения его в реестр;
- признать незаконным действие начальника территориального отдела «Камчатский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел «Камчатский»), связанное с несвоевременным включением его в реестр и возложить обязанность на должностное лицо при поступлении документов включить его в сводный список военнослужащих, для включения в реестр с 21 марта 2011 года, категория участника «04» и направить такой список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ);
- признать незаконным действие руководителя ДЖО МО РФ связанное с несвоевременным включением его в реестр и обязать должностное лицо включить его в реестр с 21 марта 2011 года, категория участника «04».
Обосновывая заявленные требования, административный истец в заявлении указал, что он с 4 июня 2004 года проходит военную службу по контракту, второй контракт о прохождении военной службы заключил 31 марта 2009 года, то есть после 1 января 2005 года, 21 марта 2011 года им был подан рапорт о включении его в реестр командиру войсковой части №, входящей в состав войсковой части №, однако он в реестр включен не был.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, административный истец, командир войсковой части №, начальник отдела «Камчатский», руководитель ДЖО МО РФ, в суд не прибыли, при этом истец и представитель командира войсковой части № просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель отдела «Камчатский» в представленных в суд возражениях заявленные требования не признала и указала, что в жилищный орган документы для включения административного истца в реестр не поступали.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с копиями послужного списка, контрактов от 9 февраля 2006 года и 18 марта 2009 года, выписки из приказа командира войсковой части № от 31 марта 2009 года № административный истец второй контракт о прохождении военной службы заключил после 1 января 2005 года.
Согласно рапорту административного истца от 21 марта 2011 года, зарегистрированного в войсковой части №, входящей в состав войсковых частей № и №, административный истец 21 марта 2011 года обратился к командиру воинской части с просьбой о включении его в реестр.
Как усматривается из сообщения командира войсковой части № от 25 февраля 2020 года № и сообщения начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 7 августа 2016 года административный истец в реестр включен не был, поскольку имелись замечания по представленным документам, которые были возвращены в воинскую часть в 2016 году.
Из возражений представителя начальника отдела «Камчатский» от 23 марта 2021 года видно, что с октября 2016 года документы из войсковой части № для включения Шевченко в реестр в отдел не поступали.
Как установлено ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон).
Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС.
При этом п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона определено, что основанием для включения указанной категории военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр является письменное обращение военнослужащего о его включении в реестр.
Как указано в п. 1 и 6 ч. 1 ст. 7 Закона, к функциям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, относятся формирование и ведение реестра, представление в уполномоченный федеральный орган сведений об участниках НИС, необходимых для ведения их именных накопительных счетов; информирование участников НИС о включении их в реестр и исключении из него.
Как определено пп. 4 п. 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр для сержантов и старшин, солдат и матросов является дата регистрации в журнале учёта служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
В период спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года № 30 (далее - Инструкция), в соответствии с которой:
- командиры воинских частей, в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) военнослужащих, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников, а также список для включения военнослужащих в реестр;
- основанием для включения сержантов и старшин, солдат и матросов в реестр является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр;
- рапорт (в письменной форме) военнослужащих о включении их в реестр оформляется согласно приложению № 2 к Инструкции, подлежит регистрации в установленном порядке и приобщается к личному делу.
Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Такие же положения содержит и действующий в настоящее время Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 477 (далее - Порядок).
При этом в силу п. 2 указанного приказа на ДЖО МО РФ возложены функции по формированию и ведению реестра, то есть он назначен регистрирующим органом.
Как видно из Порядка: для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений Порядка приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо, на которое возлагаются:
- организация и проведение информационно-справочной работы по функционированию НИС; изучение личных дел, выявление и учет военнослужащих, у которых возникли основания для включения в реестр, а также военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС; оформление и представление командиру воинской части документов по реализации НИС в сроки, установленные Порядком; выявление и устранение причин, вызывающих обоснованные заявления и жалобы военнослужащих или членов их семей; предоставление командиру воинской части полной и объективной информации о состоянии работы с военнослужащими - участниками НИС и военнослужащими - кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе;
- при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника НИС в двух экземплярах, ознакамливает участника НИС с личной карточкой под подпись, представляет её на подпись начальнику кадрового органа воинской части и командиру воинской части и приобщает первый экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего;
- военнослужащий включается в реестр по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 9 Закона. Обращения (рапорты) (в письменной форме) военнослужащих о включении их в реестр оформляются по рекомендуемому образцу, подлежат регистрации, рассмотрению и приобщаются к личным делам военнослужащих.
Командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений;
- подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения необходимых документов осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр;
- сводный список для включения в реестр направляется подразделением жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях с приложением соответствующих документов;
- регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней после получения сводного списка для включения в реестр производит внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр;
- внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр подтверждается уведомлением, направляемым участнику НИС.
Анализ приведённых правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что Инструкцией, действовавшей в период спорных правоотношений, был установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения военнослужащих, имеющих право на участие в НИС, в реестр и определён порядок их оформления, при этом как Инструкцией, так и Порядком, на командиров воинских частей возложена ответственность за своевременное выявление и учёт военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Таким образом, военным судом установлено, что административный истец в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона относится к категории добровольных участников НИС, а его волеизъявление, выраженное в рапорте от 21 марта 2011 года, поданном им надлежащим образом, является основанием для включения его в реестр, тогда как административный истец не был своевременно включен в реестр из-за нераспорядительности должностных лиц войсковой части 40194, повлёкшей нарушение права административного истца на жилищное обеспечение.
На основании изложенного следует прийти к выводу о том, что ненадлежащая работа должностных лиц и органов военного управления не является законным основанием для нарушения прав военнослужащего, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, тогда как в соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, подлежат возмещению государством.
В этой связи и в целях восстановления нарушенных прав административного истца военный суд считает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность направить установленным порядком документы для включения административного истца в реестр.
Такое решение военного суда соответствует ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающему, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командира воинской части.
Вместе с тем, исходя из последовательности действий должностных лиц по включению военнослужащих в реестр, принимая во внимание, что документы для включения административного истца в реестр в жилищный орган не направлены, в удовлетворении требования о возложении на начальника отдела «Камчатский» и руководителя ДЖО МО РФ обязанности во включении его в реестр следует отказать, как и в требовании о признании незаконным бездействия этих должностных лиц по не включению его в реестр. Таким образом, у суда нет оснований возлагать на указанных административных ответчиков обязанность совершить либо не совершать каких-либо действий или принять какие-либо решения, исходя из правоотношений, которые между должностным лицом и административным истцом еще не возникли.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 21 ░░░░░ 2011 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2011 ░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░ 2021 ░░░░.
<...>
░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░