Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-133/2018 ~ М-118/2018 от 14.06.2018

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Муйтуевой С.А., с участием представителя административного истца Слащилиной О.А. и представителя административного ответчика Хоперсковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-133/2018 по административному исковому заявлению Слащилиной О.А. в интересах бывшего военнослужащего войсковой части № <...> Обушенко Дмитрия Евгеньевича об оспаривании действий командира войсковой части № и руководителей ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» и ФКУ «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невозмещением расходов, связанных с прохождением профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей,

установил:

Слащилина О.А. обратилась в интересах Обушенко Д.Е. в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- взыскать с войсковой части № за счёт средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее - Управление) в пользу Обушенко Д.Е. 38680 рублей в счёт возмещения расходов, связанных с прохождением профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей (далее - профессиональная переподготовка);

- также просила взыскать расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 50000 рублей.

Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца как в своём заявлении, так и в судебном заседании указала, что её доверитель, общая продолжительность военной службы которого составляет более 30 лет в календарном исчислении, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части. В установленном порядке им был подан рапорт о направлении его на прохождение профессиональной переподготовки, в связи с чем в соответствии с направлением командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № он был направлен в Камчатский индустриальный техникум для прохождения этой переподготовки по специальности «Электрогазосварщик». Поскольку воинская часть денежные средства образовательному учреждению не перечислила, оплата обучения административным истцом произведена самостоятельно согласно заключённому им договору на оказание образовательных услуг.

Представитель административного ответчика заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, при этом, сославшись на нормы действующего законодательства, пояснила, что на основании рапорта административного истца ДД.ММ.ГГГГ он командиром воинской части был направлен на прохождение профессиональной переподготовки. Однако административный истец без наличия на то правовых оснований самостоятельно заключил договор с образовательным учреждением на предоставление образовательных услуг, за которые сам уплатил денежные средства, тогда как к должностным лицам воинской части и в довольствующий финансовый орган с заявлением о возмещении понесённых затрат не обращался.

Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания административный истец и руководители Управления и ФКУ «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» в суд не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, при этом представители административных ответчиков в своих возражениях не признали заявленные требования,

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копией листа беседы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением с ДД.ММ.ГГГГ занимаемой административным истцом воинской должности с ним была проведена индивидуальная беседа, на которой последний изъявил желание продолжить военную службу, от прохождения профессиональной переподготовки отказался.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец, общая продолжительность военной службы которого составляет более 30 лет в календарном исчислении, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Из копии рапорта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний просит направить его на прохождение профессиональной переподготовки по специальности «Электрогазосварщик». При этом в рапорте не указана имеющаяся у административного истца гражданская специальность и квалификация и не приложена копия документа об образовании.

Как следует из сообщения начальника отделения кадров войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, он просит включить административного истца в группу на прохождение профессиональной переподготовки.

Как видно из направления командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, этим должностным лицом административному истцу выдано направление на прохождение профессиональной переподготовки в Камчатском индустриальном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из копии договора ДД.ММ.ГГГГ №, между Краевым государственным профессиональным образовательным бюджетным учреждением «Камчатский индустриальный техникум» и административным истцом заключен возмездный договор на оказание образовательных услуг - прохождение профессиональной переподготовки по специальности «Электрогазосварщик» с ДД.ММ.ГГГГ. Цена договора составляет 38 680 рублей, плательщиком указан административный истец.

Как явствует из квитанций ДД.ММ.ГГГГ административный истец за прохождение профессиональной переподготовки уплатил 38 680 рублей.

Как следует из сообщения заместителя командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и возражений представителя руководителя Управления ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец не обращался в воинскую часть и довольствующий финансовый орган с заявлением о возмещении понесённых за обучение затрат.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, продолжительностью до четырёх месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Из содержания указанной статьи следует, что предметом её регулирования является социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего после увольнения с военной службы, тогда как право военнослужащего на профессиональную переподготовку реализуется в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 630 утверждён Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - Порядок).

Как установлено Порядком:

- профессиональная переподготовка осуществляется военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 1);

- военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам воинских частей - увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации о проведении организационно-штатных мероприятий. В рапорте военнослужащий, в том числе указывает имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию. К рапорту прилагаются копии документов об образовании (п. 4);

- в воинской части составляются: списки и сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку. Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения - в порядке подчинённости в кадровый орган военного округа (п. 5);

- кадровым органом на основании представленных воинскими частями сведений формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее - ГУК МО РФ). Расчёт распределения учебных мест в образовательных организациях разрабатывается ГУК МО РФ по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчёта распределения после его утверждения начальником ГУК МО РФ высылаются в кадровые органы (п. 6);

- по мере поступления списков и выписки из расчёта распределения образовательная организация формирует учебные группы. С учётом установленных сроков начала обучения и порядка формирования учебных групп руководство образовательных организаций высылает в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место её проведения (п. 7);

- командир воинской части выдаёт направление военнослужащему и издаёт приказ о его направлении на профессиональную переподготовку (п. 8).

- военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром воинской части в кадровый орган в порядке подчинённости. Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в ГУК МО РФ (п. 9);

- расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации (п. 11);

- контроль за порядком и условиями направления военнослужащих на профессиональную переподготовку возлагается на руководителей кадровых органов (п. 13).

При этом приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 1595 утверждён Перечень военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по одной из гражданских специальностей (далее - Перечень), в котором не указан Камчатский индустриальный техникум, не относящийся к военным образовательным учреждениям.

Из изложенного следует, что право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.

С учётом срока военной службы и основания увольнения с таковой административный истец имел право пройти профессиональную переподготовку без взимания с него платы за обучение, но только при условии соблюдения установленного Министром обороны Российской Федерации порядка.

Именно такой порядок прохождения профессиональной переподготовки подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель Курилов В.Б. - заместитель командира войсковой части № по работе с личным составом.

Поскольку административным истцом не был соблюден установленный Министром обороны Российской Федерации порядок профессиональной переподготовки, которую он прошёл в учебном заведении, не отнесённом к военным образовательным учреждениям, указанным в Перечне, на основании заключённого между ним и образовательным учреждением договором, и производил оплату обучения за счёт личных средств, оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по возмещению оспариваемых расходов не имеется.

Следует отметить, что административный истец, как следует из имеющихся в его личном деле послужного списка и автобиографии, окончил профессиональное училище по специальности «столяр-плотник», избранная же им специализация не соответствует профилю ранее полученного им образования и фактически не направлена на адаптацию его профессиональных знаний к условиям гражданской жизни, как того требует действующее законодательство. Полученное им среднее профессиональное образование «столяр-плотник» не является военным специальным образованием и не требует профессиональной переподготовки для его применения вне военной службы.

Военный суд также учитывает, что в силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, вместе с тем военнослужащий вправе пройти переподготовку без взимания платы только в военном учебном заведении, финансирующимся за счёт средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, либо в соответствующей воинской части. В иных учебных заведениях прохождение переподготовки без взимания платы с военнослужащего законом не предусмотрено, тогда как Законом и другими нормативными актами не предусмотрена обязанность возмещать военнослужащему расходы на переподготовку, произведённые им в добровольном порядке в ином учебном заведении, отличном от определённого Порядком и Перечнем.

Принимая такое решение, военный суд учитывает, что административный истец не обращался в воинскую часть и довольствующий финансовый орган с заявлением о возмещении понесённых им за обучение затрат.

Поскольку военным судом отказано в удовлетворении основного требования административного истца, основания для взыскания в его пользу судебных расходов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <...> ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

<...>

░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░

<...>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-133/2018 ~ М-118/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Обушенко Дмитрий Евгеньевич
Ответчики
УФО
ЕРЦ
Суд
35 гарнизонный военный суд (Камчатский край)
Судья
Абдулхалимов Ислам Абдулхамидович
Дело на сайте суда
35gvs--kam.sudrf.ru
14.06.2018Регистрация административного искового заявления
14.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.06.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2018Подготовка дела (собеседование)
29.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2018Дело оформлено
22.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее