Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-392/2022 ~ М-390/2022 от 18.10.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000632-33

Дело №2а-392/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2022 г.                                     г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

Захаровой М.В.,

при секретаре

Сидоровой Н.А.,

с участием административного истца

Евтифеева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Евтифеева ВА к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ОМВД России по Беломорскому району о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания в размере 500 000 руб.,

у с т а н о в и л:

10 октября 2022 г. Евтифеев В.А. обратился в суд с иском к ОМВД России по Беломорскому району о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с января 2019 года по май 2022 года, являясь осужденным, периодически был этапирован из ФКУ СИЗО-2 в ИВС ОМВД по Беломорскому району для совершения следственных и судебных действий. В указанный период санитарно-бытовые условия, медицинское обеспечение в изоляторе временного содержания не соответствовали установленным требованиям. В частности, медико-санитарная работа не организована надлежащим образом, медицинские осмотры вместо медицинского работника проводил специально обученный сотрудник полиции, не в полном объеме укомплектована аптечка, отсутствовали необходимые медикаменты. В помещениях изолятора временного содержания и камерах было очень грязно, всякий раз он вынужден проводить уборку, поскольку не может находиться в таких условиях (грязный пол, пыльные полки для хранения пищи и средств личной гигиены, пыльные стены, пыльные и недостаточно яркие лампы, что сказывается на освещении, от унитазного ведра исходит затхлый запах). Находясь в изоляторе временного содержания, он с трудом может принимать пищу из-за запаха канализации, периодически пищу ему приходилось выкидывать, в кухне также стоит стойкий запах канализации. Сотрудники изолятора курят на кухне, в связи с чем ему приходится дышать дымом. Кинологи готовят на кухне еду для собак, что приводит к тому, что в пищу попадает собачья шерсть. Помывочный инвентарь и тазы для стирки белья не меняли с 2008 г. Имели место и иные нарушения санитарно-бытовых условий.

Нарушение административным ответчиком установленных законом условий содержания причинило ему моральные и нравственные страдания, что образует основания для признания действий (бездействия) ответчика незаконными, взыскания в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в сумме 500 000 руб.

Определением судьи от 20 октября 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МВД по Республике Карелия, Министерство финансов РФ в лице УФК по Республике Карелия, МВД РФ.

Протокольным определением суда от 9 ноября 2022 г. процессуальный статус МВД РФ изменен на соответчика.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Указал, что под иными нарушениями санитарно-бытовых условий имел ввиду отсутствие возможности для помывки, грязь в изоляторе временного содержания, старые подушки. Пояснил, что настоящим иском оспаривает нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в указанный временной период в целом.

Представители административных ответчиков ОМВД по Беломорскому району Республике Карелия, МВД РФ в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в письменных возражениях просили в требованиях отказать, указывая на то, что изложенные Евтифеевым В.А. обстоятельства не соответствуют действительности, ссылались на пропуск трехмесячного срока на обращение в суд.

Представители заинтересованных лиц Министерства финансов РФ в лице УФК по Республике Карелия, МВД по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в отзыве указали, что Евтифеевым В.А. не доказан факт нарушения его прав, просили отказать в административном иске по данному основанию, а также в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).

По смыслу разъяснений пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47) под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, установлены Федеральным законом № 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона № 103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу статьи 13 Федерального закона № 103-ФЗ в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются структурными подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ).

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет, в том числе, нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).

Согласно подпункту 21 пункта 10, подпункта 4 пункта 11 приказа МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Территориальный орган в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за территориальным органом.

В ОМВД по Беломорскому району имеется структурное подразделение - изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее по тексту - ИВС), в связи с чем его финансирование осуществляется из средств федерального бюджета по смете МВД России за счет бюджетных средств от их главного распорядителя - МВД России.

Министерство внутренних дел РФ и ОМВД по Беломорскому району как территориальный орган внутренних дел несут обязанность по организации и обеспечению, в том числе в части финансирования, надлежащих условий содержания лиц в ИВС.

Согласно Книгам учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД по Беломорскому району за 2019-2022 гг., Евтифеев В.А. неоднократно содержался в ИВС ОМВД по Беломорскому району, а именно с 15.01.2019 г. по 18.01.2019 г., с 11.02.2019 г. по 20.02.2019 г., с 18.03.2019 г. по 27.03.2019 г., с 08.04.19 г. по 10.04.2019 г., с 11.07.2019 г. по 21.07.2019 г.; 03.08.2019 г. по 12.08.2019 г., с 02.10.2019 г. по 11.10.2019 г., с 11.04.2020 г. по 17.04.2020 г., с 25.05.2020 г. по 16.06.2020 г., с 20.07.2020 г. по 28.07.2020 г., с 05.08.2020 г. по 13.08.2020 г., с 18.11.2020 г. по 26.11.2020 г., с 09.12.2020 г. по 17.12.2020 г., с 02.02.2021 г. по 10.02.2021 г., с 11.03.2021 г. по 19.03.2021 г., с 28.04.2021 г. по 30.04.2021 г., с 12.05.2021 г. по 26.05.2021 г., с 08.10.2021 г. по 18.10.2021 г., с 13.11.2021 г. по 21.11.2021 г., с 17.12.2021 г. по 25.12.2021 г., с 22.01.2022 г. по 30.01.2022 г.; с 10.03.2022 г. по 18.03.2022 г., с 05.04.2022 г. по 17.04.2022 г., с 13.05.2022 г. по 14.05.2022 г., с 28.06.2022 г. по 08.07.2022 г., с 05.08.2022 г. по 13.08.2022 г. как осужденный, в отношении которого приговор суда вступил в законную силу и который переводится в ИВС из ФКУ СИЗО-2 в порядке ст. 77 УИК РФ для совершения следственных либо судебных действий.

В силу ст. 22 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ).

Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24 Федерального закона № 103-ФЗ).

Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которые в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 103-ФЗ регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее – Правила), в том числе медицинское и санитарно-бытовое обеспечение.

Так, в силу пункта 122 Правил лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42 Правил).

В течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере (пункт 14 Правил).

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (пункт 47 Правил).

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 143 Правил).

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником (пункт 124 Правил).

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения (пункт 125 Правил).

После госпитализации в стационар больного с подозрением на инфекционное заболевание в помещениях (камере, где находился больной, медицинском изоляторе, туалетах и иных) при необходимости проводится дезинфекция. В очаге (камере, где пребывал больной) при необходимости проводится текущая дезинфекция (пункт 126 Правил).

Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31 декабря 1999 г. утверждена «Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» (далее – Инструкция).

Медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 1 Инструкции).

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи (пункт 9 Инструкции).

Все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней (пункт 11 Инструкции).В ИВС должна иметься аптечка, состав которой утвержден Приложением № 2 к Инструкции.

В силу пунктов 3, 4 Инструкции методическое обеспечение деятельности ИВС по вопросам лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы осуществляется МСЧ МВД по субъектам Российской Федерации. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ИВС осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД по субъектам Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом в ФКУ МСЧ МВД России по Республике Карелия, а также в ИВС ОМВД по Беломорскому району Республики Карелия были истребованы доказательства соблюдения прав лиц, содержавшихся в ИВС в период 2019 – 2022 гг., на медицинское обеспечение, питание, санитарно-бытовые условия, для проверки изложенных в административном иске доводов.

В период 2019 – 2022 гг. ФКУ МСЧ МВД России по Республике Карелия четыре раза проводило проверку соблюдения санитарно-бытовых требований, медицинского обеспечения осужденных, в том числе 29 сентября 2019 г., 17 октября 2019 г., 9 сентября 2021 г., 7 сентября 2022 г. с составлением советующих актов.

Данными актами установлены нарушения в части санитарно-бытового и медицинского обеспечения лиц, содержавшихся в ИВС в период 2019 – 2022 гг., которые состоят в следующем.

В ИВС в связи с нехваткой площади отсутствуют: санитарный пропускник, медицинский кабинет, медицинский изолятор, санитарная комната, в связи с чем в ИВС нет возможности в полном объеме осуществлять санитарно-противоэпидемические мероприятия, плановую помывку содержащихся лиц и медицинскую помощь. Помещение для медицинских осмотров как таковое отсутствует. Устранение нарушения возможно только путем реконструкции здания.

Банно-прачечное обеспечение не налажено в полном объеме. Санитарная обработка лиц, содержащихся в ИВС, не проводится. Плановая помывка (1 раз в 7 дней) не осуществляется.

Договором, заключенным с ООО «КДС» и действующим с 1 января 2022 г. не предусмотрены мероприятия по дератизации и дезинсекции.

В период с 2019 по 2022 г. ни один из договоров не предусматривал проведение мероприятий по заключительной дезинсекции в случае нахождения в ИВС инфекционного больного. Между тем, при проведении проверки в сентябре 2021 г. был выявлен сотрудник, больной КОВИД-19, контактировавший с осужденными. 7 мая 2020 г. в ИВС содержался К. с диагнозом ОРВИ, контакт по коронавирусу. Таким образом, отсутствие договора на проведение заключительной дезинсекции на протяжении более трех лет создает реальную угрозу здоровью осужденных, свидетельствует о не организации надлежащим образом работы по медицинскому обеспечению.

Договора на обслуживание и дезинфекцию вентиляции не заключалось в течение всего проверяемого периода.

Освещение проводится от потолочных светильников. В 2022 году при проверке выявлено недостаточное освещение 60 лк при нормируемом показателе 150 лк в соответствии с СанПин 1.2.3685-21. В административном иске Евтифеев В.А. указывает на пыльные светильники, которые не дают достаточный уровень освещения.

ИВС недостаточно оснащен столовыми принадлежностями, в 2019 году выявлено нарушение в части отсутствия пластиковых кружек и металлических стаканов.

В 2019 году выявлено нарушение п. 3.2 СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций», п. 3.6.2 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» в части несоответствия отделки помещений гигиеническим требованиям – отслаивается штукатурка на стенах камерах и в зоне приватности.

В 2019 году выявлено не соответствие аптечки ИВС установленным требованиям. В аптечке отсутствовало педикулоцидное средство.

Таким образом, доводы административного истца о не полном соответствии условий содержания в период 2019 – 2022 гг. санитарно-эпидемиологическим требованиям, надлежащему медицинскому обеспечению подтвердились. В частности, нарушен порядок проведения медицинских осмотров, поскольку специально предназначенная для этого комната в ИВС вообще не предусмотрена; при поступлении не проводится санитарная обработка в связи с отсутствием банного отделения; нарушены требования к составу аптечки; нарушены требования к освещению помещений ИВС; еженедельная помывка не проводится. Нарушения установлены судом посредством исследования допустимых и достоверных доказательств, а именно актов и предписаний ФКУ МСЧ МВД, которые административным ответчиком в установленном законом порядке не оспаривались.

Вместе с тем, часть доводов административного иска не подтвердилась.

С учетом пункта 1 Инструкции и пункта 124 Правил сам по себе факт отсутствия медицинского работника и проведение медицинского осмотра специально подготовленным сотрудником полиции, с последующим осмотром медицинским работником, не является нарушением условий содержания в ИВС.

Доводы о ненадлежащей уборке помещений также не нашли своего подтверждения. При проведении проверок ФКУ МСЧ МВД России по Республике не было установлено в указанной части каких-либо нарушений. Административным ответчиком ОМВД по Беломорскому району представлены суду копии журналов санитарной обработки за проверяемый период, согласно которым санитарная обработка проводится ежедневно два раза в день (7.00 и 19.00) с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Журналы регистрации жалоб и заявлений не содержат заявлений Евтифеева В.А. об отказе от пищи, в том числе по мотиву затхлого запаха из канализации.

Доводы о загрязнении санитарного узла опровергаются исследованными судом актами проверок.

Кормление кинологических собак производится сухим кормом, в связи с чем их шерсть не может попасть в пищу лиц, содержащихся в ИВС. Более того, трехразовое питание осуществляется посредством ежедневной поставки готовой пищи ООО «Авелекс» по договору, в специально предназначенной для этого таре, что само по себе исключает возможность присутствия в пище каких-либо инородных предметов и веществ с кухни ИВС.

Установленные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 требования к питанию в полном объеме соблюдаются.

Таким образом, разрешая требования административного истца, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об имеющихся нарушениях условий содержания истца в изоляторе временного содержания, вследствие чего административному истцу были причинены нравственные страдания.

Факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающий уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, свидетельствует о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 КАС РФ оснований для частичного удовлетворения административного иска и удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания.

В качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Отказ в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, может фактически повлечь отказ в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого бездействия.

Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

В силу части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

В административном исковом заявлении, а также в судебном заседании Евтифеев В.А. просил восстановить ему пропущенный срок, указал, что не обладает юридическими познаниями, обратился в суд незамедлительно после того, как узнал, что его права были нарушены.

Статья 227.1 КАС РФ, регламентирующая особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, внесена в КАС РФ Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ, вступившим в действие 27 января 2020 г. Указанным Федеральным законом также внесены изменения в Федеральный закон от 15 июня 1995 г. 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части права подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей.

Принимая решение о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска суд принимает во внимание факт длительного нахождения истца в условиях изоляции от общества и отсутствия возможности своевременно получать информацию, в том числе знакомиться с нормативно-правовыми актами, учитывает длительность пребывания в местах лишения свободы, в том числе в период вступления в силу указанных выше изменений, отсутствие юридического образования, на основании чего суд полагает возможным в порядке, предусмотренном части 6 статьи 219 КАС РФ, признать причины пропуска срока уважительными и восстановить административному истцу указанный срок.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом установлен факт содержания административного истца в ИВС в условиях, не в полной мере соответствующих установленным требованиям, суд полагает, что требования административного истца об установлении факта нарушения его прав ненадлежащими условиями содержания в ИВС и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в ИВС, суд принимает во внимание характер и степень нарушения условий содержания административного истца, незначительные по длительности периоды пребывания в ИВС, степень причиненных административному истцу установленными нарушениями страданий, отсутствие доказательств наступления неблагоприятных последствий вследствие установленных нарушений, а также требования разумности, соразмерности и справедливости, в связи с чем присуждает компенсацию в размере 12 000 руб.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, действующего в настоящее время, предусмотрено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.

Таким образом, в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности за счет средств казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 000 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░ ░.░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 488 000 ░░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-392/2022 ~ М-390/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Евтифеев Валерий Александрович
Ответчики
ОМВД России по Беломорскому району
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Другие
Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Карелия
Министерство внутренних дел по Республике Карелия
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация административного искового заявления
18.10.2022Передача материалов судье
20.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее