УИД 34RS0005-01-2023-004929-23
Дело № 2а-3502/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 27 ноября 2023 года
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Юдиной Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Трафимовой Д.Д.,
с участием помощника прокурора Краснооктябрьского района Волгограда Батмановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению начальника ОП №2 Управления МВД России по городу Волгограду к Курбатову Антону Вячеславовичу о продлении срока административного надзора, установлении дополнительного ограничения на срок ранее установленного административного надзора,
установил:
Начальник ОП №2 Управления МВД России по городу Волгограду обратился в суд с административным исковым заявлением о продлении срока административного надзора, установлении дополнительного ограничения на срок ранее установленного административного надзора в отношении Курбатова А.В.
В обоснование требований указал, что административный ответчик ранее судим: приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 05.04.2016 года по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание поставлено считать условным с испытательным сроком 3 года. 19 февраля 2019 года Краснооктябрьским районным судом г. Волгограда по п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ назначено наказание сроком на 2 года. В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 05 апреля 2016 года. На основании ч.1 ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 05 апреля 2016 года и окончательно назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. По приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года Курбатов А.В. совершил преступление относящиеся к категории тяжких преступлений. 30 апреля 2020 года постановлением Камышинского городского суда Волгоградской области переведен для дальнейшего отбывания наказания в исправительной колонии общего режима и колонию-поселение на неотбытый им срок наказания, то есть на 1 год 17 дней. 11 сентября 2020 года освобожден из ФКУ ИК 24 УФСИН России по Волгоградской области по постановлению Камышинского городского суда Волгоградской области от 27 августа 2020 года лишение свободы заменено на 10 месяцев 20 дней ограничения свободы. 27 февраля 2023 года решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда в отношении Курбатова А.В. установлен административный надзор сроком на 1 год с ограничениями в виде: обязан являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток. С момента постановки на учет с поднадзорным Курбатовым А.В. проводится профилактическая работа со стороны участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП № 2 Управления МВД России по г. Волгограду. Ссылаясь на то, что Курбатов А.В. являясь лицом, состоящим под административным надзором, с момента установления административного надзора, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также нарушения ограничений, установленных судом, истец просит продлить срок административного надзора в отношении Курбатова А.В. на 6 (шесть) месяцев т.е. до 15 сентября 2024 года, а также установить дополнительные ограничения в виде обязательной явки в ОВД по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц, запрета выезда за пределы города Волгограда без разрешения контролирующего органа.
Представитель административного истца ОП №2 УМВД России по г. Волгограду в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, письменно просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела.
Административный ответчик Курбатов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суду не сообщил, ранее представил заявление, согласно которому с административными исковыми требованиями согласен, просит рассмотреть вопрос о продлении срока административного надзора и об установлении дополнительных ограничений на срок установленного ранее административного надзора в свое отсутствие.
Суд, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно статье 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
В силу требований ст. 270 КАС РФ органы внутренних дел могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
На основании ст. 7 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть продлен судом в связи:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, соответствующих административных правонарушений надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (часть 2 статьи 5, статья 7 Закона).
Решая вопрос о продлении административного надзора, суд не вправе устанавливать новые административные ограничения, если данное требование не заявлено административным истцом.
При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить менее или более продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.
При этом положения Закона не препятствуют неоднократному продлению административного надзора на срок до шести месяцев в пределах срока погашения судимости при наличии соответствующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Курбатов Антон Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, 05 апреля 2016 года осужден приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы. В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 3 года.
19 февраля 2019 года Курбатов А.В. осужден приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде 2 лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 05 апреля 2016 года отменено. На основании ч. 1 ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 05 апреля 2016 года и окончательно назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
По приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года Курбатов А.В. совершил преступление относящиеся к категории тяжких преступлений.
30 апреля 2020 года постановлением Камышинского городского суда Волгоградской области Курбатов А.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии общего режима и колонию-поселение на неотбытый им срок наказания, то есть на 1 год 2 месяца 17 дней.
27 августа 2020 года постановлением Камышинского городского суда Волгоградской области ходатайство Курбатова А.В. о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в виде ограничения свободы – удовлетворено.
11 сентября 2020 года освобожден из ФКУ ИК 24 УФСИН России по Волгоградской области по постановлению Камышинского городского суда Волгоградской области от 27 августа 2020 года лишение свободы заменено на 10 месяцев 20 дней ограничения свободы (л.д.13).
27 февраля 2023 года решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда в отношении Курбатова А.В. установлен административный надзор сроком на 1 год с ограничениями в виде: обязан являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток.
С момента постановки на учет с поднадзорным Курбатовым А.В. проводится профилактическая работа со стороны участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП № 2 Управления МВД России по г. Волгограду.
15 марта 2023 года поднадзорный под личную подпись предупрежден об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных ФЗ-64 от 06.04.2011 года обязанностей (л.д.12).
Несмотря на разъяснение порядка, условий осуществления административного надзора, Курбатов А.В. недолжным образом относится к соблюдению административных ограничений и выполнению обязанностей, установленных при административном надзоре.
Так, в течение года Курбатов А.В. совершил два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также нарушил ограничения, установленные судом.
- 19 июня 2023 года совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ, протокол АК-34/136066 и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей;
- 29июля 2023 года совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ протокол АК-34/065010 и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Постановления о привлечении к административной ответственности Курбатовым А.В. не обжаловались и вступили в законную силу.
Согласно характеристике по месту жительства, за период со дня освобождения по настоящее время со стороны соседского окружения жалоб на Курбатова А.В. не поступало (л.д.21).
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается, что Курбатов А.В., находясь под административным надзором, на путь исправления не встал, уклонился от соблюдения установленных ему административных ограничений и совершил административные правонарушения.
Срок административного надзора, установленный решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 февраля 2023 года в отношении Курбатова А.В. в настоящее время не истек.
В настоящее время Курбатов А.В. имеет непогашенную и неснятую судимость.
В пункте 13 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В пункте 23 названного Постановления Пленума Верховного суда РФ, указано, что в случае продления срок административного надзора начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым иск удовлетворить, продлить Курбатову А.В. срок административного надзора, установленный решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 февраля 2023 года - на 6 (шесть) месяцев, то есть до 15 сентября 2024 года.
Далее, согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (ст. 9, ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
В силу ч.8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Определяя круг ограничений, подлежащих установлению Курбатову А.В., суд учитывает разъяснение, приведенное в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15, согласно которому в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Суд учитывает, что Курбатов А.В. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, после установления административного надзора неоднократно совершал административные правонарушения, против порядка управления, по месту жительства характеризуется нейтрально, в целях недопущения совершения Курбатовым А.В. новых преступлений и правонарушений, оказания на него профилактического воздействия, имеются условия, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для дополнения ранее установленных в отношении административного ответчика административных ограничений в обязательной явки в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц и запрета выезда за пределы города Волгограда. Данные дополнительные ограничения в совокупности с ранее установленными ограничениями будут отвечать целям установления административного надзора, и являться эффективной мерой воздействия для исключения совершения поднадзорным лицом нового преступления.
В удовлетворении административного искового требования ОП № 2 Управления МВД России по городу Волгограду к Курбатову А.В. об установлении дополнительного ограничения, изложенного в виде «запрета на выезд за пределы города Волгограда без разрешения контролирующего органа» отказать, так как фактически изменяется вид ограничений, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░