Дело № 2а-882/2023
УИД 18RS0009-01-2023-000160-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре ФИО6,
с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Администрации <*****> ФИО8, выступающего на основании доверенности от <дата>, заинтересованного лица ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО7 – ФИО9, выступающей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации <*****> о признании незаконным действий административного ответчика по отказу административному истцу, выраженному в письме №*** от <дата> в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу УР, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элемента благоустройства навеса, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на срок 49 лет, согласно приложенной схемы незаконными, обязании выдать указанное разрешение,
установил:
ФИО2 (далее – административный истец) обратилась в суд с учетом привлечения в порядке ст. 221 ч. 2 КАС РФ в качестве соответчика заместителя главы Администрации по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту ФИО10 (должностное лицо, подписавшее письмо№*** от <дата>), с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным действия административного ответчика по отказу административному истцу, выраженному в письме №*** от <дата> в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу УР, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элемента благоустройства навеса, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на срок 49 лет, согласно приложенной схемы незаконными, обязать выдать указанное разрешение. Требования административным истцом мотивированы следующим.
<дата>. ФИО2 обратилась в Администрацию <*****> с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №*** (п.п.6 п.3 Постановления правительства УР от <дата> №***, далее Постановление №***), расположенного по адресу: УР, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элементов благоустройства (п.п.5 п.З Постановления №***): навес (п.4 элементы благоустройства Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> №***). Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №*** «О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №***» пункт 4 изложен в новой редакции, согласно которой без предоставления земельных участков и без установления сервитутов могут размещаться элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики), для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на срок 49 лет (п.п.7 п.3 Постановления №***), согласно приложенной схемы (п.п. 3 п.4 Постановления №***). Заявление было подано в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №***, Постановления правительства УР от <дата> №***. Необходимость выделения земельного участка вызвана следующим. ФИО2 является собственником (общая совместная собственность ФИО3) земельных участков с кадастровыми номера:. №*** по адресу: <*****> №*** по адресу: УР, <*****>; здания с кадастровым №*** по адресу: УР, <*****>. Право собственности на земельные участки и здание зарегистрировано в ЕГРН. Доступ к принадлежащим ФИО2 земельным участкам и зданию осуществляется через земельный участок с кадастровым №***, как указано в выписке ЕГРН на данный земельный участок. Данный земельный участок находится в государственной собственности и имеет «обременения — иные обременения (ограничения) прав (Земельный участок образован в целях обеспечения земельных участков №*** доступом к землям (земельным участкам) общего пользования)» (лист 11 выписки из ЕГРН от <дата>). Для нормальной эксплуатации принадлежащих ФИО2 вышеуказанных земельных участков и объекта недвижимости существует необходимость обустройства комфортного доступа части земельного участка с кадастровым №*** в указанных координатах согласно приложенной схемы. На обращение ФИО2 Администрацией <*****> в лице заместителя главы Администрации по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйств; и транспорту ФИО10 был дан ответ №*** от <дата> в котором указано, что уполномоченным органом принято ФИО1 об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Ответ направлен простым письмом, получен ФИО2 <дата> В обоснование причин отказа Ответчик указал следующее: «Согласно Акта визуального осмотра от <дата> установлено, что на испрашиваемом Вами месте расположена самовольная постройка в виде каркаса из металлических труб (по периметру каркаса выполнена ленточная конструкция из бетона на высоту не превышающую 0,5 метра, выполнен подстилающий слой конструкции пола и песчаной смеси, а также конструкция односкатной крыши с покрытием из профнастила) обладающего признаками капитального строительства и не являющегося навесом». Заявление о выдаче разрешения на использование части земельного участка было подано Истцом в Администрацию <*****> независимо от того, имеется ли на испрашиваемом участке постройка, либо нет, ввиду того что, согласно законодательства данный факт не может служить причиной отказа в выделении земельного участка. Законодательно установленный порядок выдачи разрешения на использование земельного участка регулируется Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> №*** (далее Положение №***). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещен объекта, установлен в пункте 10 Положения №***. В силу пункта 11 Положения №*** в ФИО1 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 1 настоящего Положения, а также в чем состоит нарушение. Заявление подано ФИО2 с соблюдением требований пунктов 3, Положения №***, что подтверждается фактом того, что заявление не было возвращено заявителю и рассмотрено Администрацией <*****>. Однако, в письме №*** от 18.01.2023г не указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения, а также в чем состоит нарушение ФИО2 Уполномоченным органом Администрации <*****> были проигнорированы требования Постановления №***, чем нарушены права и законные интересы ФИО2 Также в письме №*** от 18.01.2023г Администрация <*****> причиной отказа называет ФИО1 по делу № №*** от <дата><*****> этом Ответчиком не учтено, что ФИО2 не была привлечена Арбитражным судом УР к участию в деле № №***, следовательно, ссылка Администрации <*****> на ФИО1 по делу № №*** — не имеет правовых оснований и не может являться причиной отказа в выдаче разрешения ФИО2 в использовании части земельного участка и является нарушением прав и законных интересов ФИО2 Заявление о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №*** подано Истцом с целью урегулирования с Администрацией <*****> вопроса по благоустройству данного земельного участка. Администрация <*****> не исполняет свои обязанности согласно законодательства (ст. 210 ГК РФ) по надлежащему содержанию земельного участка с кадастровым №***, который согласно Межевому плану 2011г, сведений ЕГРН является доступом (проходом, проездом) на земельные участки с кадастровыми номерами №***, находящимися в моей собственности. Ввиду того, что испрашиваемая часть земельного участка с кадастровым №*** является низиной и постоянно заливается дождевыми, талыми водами со всей территории базы, что создает ФИО2 препятствия в доступе к моим земельным участкам, существует необходимость в проведении благоустройства данного земельного участка. Ввиду вышеизложенного, считает действия Администрации <*****> по отказу заявителю ФИО2, выраженному в письме №*** от <дата>, в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №***, расположенного по адресу: УР, <*****> - необоснованным и незаконным, нарушающими права и законные интересы Истца.
В судебном заседании административный истец ФИО2 требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что была проведена судебная экспертиза, которая установила, что данный навес не является объектов капитального строительства, а является малой архитектурной формой. Исследуемое сооружение не является объектом капитального строительства, возведение навеса возможно. В своем отказе Администрация не сослалась ни на какой пункт, данный навес, который возведен, возможно обустроить. Просит удовлетворить требования так, как указано в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО8 суду пояснил, что административные исковые требования не признает, представил возражения на административный иск, в которых изложены основания для отказа в выдаче разрешения на размещение навеса на муниципальных землях. Подано данное административное исковое заявление, чтобы узаконить постройку. ФИО1 суда не исполнено. Отказ дан с учетом ФИО1 Арбитражных судов УР, полагает, что отказ законный, просят отказать в иске. ФИО1 Арбитражного суда УР выше, чем экспертиза. Понял, что именно эту постройку просит разрешить разместить ФИО12. Координаты, которые приложены к заявлению, совпадают с координатами самовольной постройки. Основание отказа – что такой объект в перечне Постановления отсутствует. Навесов нет в 417 Постановлении. Необходимо снести самовольную постройку и делать благоустройство.
Заинтересованное лицо ФИО3 считает требования, заявленные административным истцом, законными и обоснованными. Суду пояснил, что доводы Администрации необоснованны, не подтверждены. Проведена экспертиза, доводы опровергнуты. Более никаких экспертиз не проводилось.
Представитель заинтересованного лица ФИО7 ФИО9 суду пояснила, что требования ФИО2 считает незаконными, представила возражения в письменном виде, в которых указала, что размещение навеса противоречит требованиях законодательства, указывает на злоупотребление правом, выражающемся в злонамерении уклониться от исполнения ФИО1 Арбитражного суда УР о сносе навеса, что не допустимо в силу статей 1 и 10 ГК РФ. Суду пояснила, что административный истец говорила сначала, что желает сохранить старый, потом указала, что желает новый возвести навес, экспертиза подтвердила возможность возведения нового навеса. Требования не подлежат удовлетворению. ФИО1 Арбитражного суда не исполнено. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Административный ответчик заместитель главы Администрации по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту ФИО10, заинтересованное лицо ФИО11, в судебном заседании, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте его проведения, не присутствуют, причину неявки суду не сообщили.
Административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. ст. 150, 221 ч. 6 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.ч. 8-9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно представленных в материалы дела выписки из ЕГРН от <дата> земельный участок с кадастровым номером №*** находится в государственной неразграниченной собственности и имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, площадь уточненная 2953 кв. м; адрес - Удмуртская Республика, <*****>, кадастровая стоимость - <сумма> руб., государственная неразграниченная собственность, обременения - иные обременения (ограничения) прав (земельный участок образован в целях обеспечения земельных участков №*** доступом к землям (земельным участкам) общего пользования).
Земельные участки №*** находятся в общей совместной собственности ФИО3 и ФИО2, что подтверждается выписками из ЕГРН от <дата>.
В связи с тем, что земельный участок неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером №*** образован с целью обеспечения доступа к ряду земельных участков, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами №***, ФИО3 на части данного земельного участка №*** площадью 2953 кв.м, возведено спорное строение (каркас из металлических труб). Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от <дата>, вступившим в законную силу, указанная постройка в виде каркаса из металлических труб (по периметру каркаса выполнена ленточная конструкция из бетона на высоту не превышающая 0,5 метра, выполнен подстилающий слой конструкции пола из песчаной смеси, а также конструкция односкатной крыши с покрытием из профнастила) и обладающая признаками капитального строительства, расположенная в юго - восточной части земельного участка, по адресу: Удмуртская Республика, <*****> с кадастровым номером №***, между земельными участками с кадастровыми номерами №***, признана самовольной. Указанным решением арбитражный суд обязал предпринимателя произвести за свой счет и своими силами освобождение самовольно занятого земельного участка, площадью 163 кв.м., путем сноса (демонтажа) самовольной постройки в течение 60 календарных дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
<дата> ФИО2 обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №***, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элементов благоустройства: навеса, для размещения которые не требуется разрешения на строительство, на срок 49 лет.
<дата> Администрация г Воткинска за подписью заместителя главы Администрации по архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту ФИО10 письмом №*** отказала ФИО2 в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №***, для использования в целях благоустройства территории, указав, что самовольная постройка в виде каркаса из металлических труб (по периметру каркаса выполнена ленточная конструкция из бетона на высоту не превышающая 0,5 метра, выполнен подстилающий слой конструкции пола из песчаной смеси, а также конструкция односкатной крыши с покрытием из профнастила), обладающего признаками капитального строительства, навесом не является согласно акта визуального осмотра от <дата>, указанная постройка отсутствует в перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №***, кроме того, дополнительно указано на то обстоятельство, что в соответствии с вступившим в законную силу ФИО1 Арбитражного суда Удмуртской Республик от <дата>, вышеуказанная самовольная постройка подлежит сносу (демонтажу).
Анализируя оспариваемые действия, связанные с отказом административного ответчика в удовлетворении заявления ФИО2 о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, для размещения навеса, суд приходит к следующим выводам.
Проверив полномочия Администрации <*****> и ее должностных лиц на совершение оспариваемого действия, выраженного в оспариваемом письме, и порядок совершения оспариваемого действия, суд отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по ФИО1 вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
ФИО1 <*****> от 09.06.2005г. №*** «О принятии устава МО «<*****>», принят Устав МО «<*****>» (далее – Устав), действующая редакция которого размещена на сайте Администрации <*****> в сети Интернет https://www.votkinsk.ru/.
Согласно ст. 48 Устава, Администрация <*****> – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «<*****>», наделенный настоящим Уставом полномочиями по ФИО1 вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления муниципального образования «<*****>» федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Администрацией <*****> руководит Глава МО «<*****>» на принципах единоначалия.
В силу ст. 51 Устава, к полномочиям Администрации <*****>, относятся, в том числе, от имени муниципального образования «<*****>» владение, пользование, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральными законами, законами Удмуртской Республики, порядком и условиями, установленными Воткинской ФИО1; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «<*****>» федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок выдачи разрешения на использование земельного участка регулируется Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> №*** (далее Положение №***). Настоящее Положение устанавливает порядок и условия размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №*** «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее постановление Правительства Российской Федерации) (пункт 1).
Согласно пункту 2 Положения №*** размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее разрешение), выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее уполномоченный орган). Физическое или юридическое лицо (далее заявитель) либо представитель заявителя подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее заявление).
Таким образом, ФИО1 вопроса по выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, относится к полномочиям Администрации <*****>.
Ответ административному истцу дан в сроки, установленные п. 8 Положения №*** (в 25-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответ принят уполномоченным органом в надлежащей форме, в разумные сроки.
Давая оценку, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого действия, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, и соответствует ли содержание оспариваемого действия, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно оспариваемого ответа, основанием для отказа в выдаче разрешения послужили положения п. 10 Положения №***, а именно то обстоятельство, то поскольку на испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером №*** расположена самовольная постройка, не являющаяся навесом, постольку в заявлении ФИО2 указаны объекты, предпологаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства РФ (п.п. 2 п. 10 Положения №***).
В силу ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях, в том числе размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 6).
Согласно ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 2 и 3.1 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения №*** в заявлении должны быть указаны: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; 2) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом, либо сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем; 3) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; 4) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; 5) предполагаемые цели использования земель или земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и технические характеристики предполагаемого к размещению объекта; 6) кадастровые номера земельных участков и их частей в случае осуществления их кадастрового учета; 7) срок использования земель, земельных участков или их частей.
В силу пункта 4 Положения №***, а заявлению прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя; 2) копии документов, удостоверяющих личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; 3) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием местной системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости) - если планируется использовать земли или части земельных участков, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 Положения; 4) проектная документация - в случаях размещения газопроводов-вводов с проектным рабочим давлением не более 0,005 м, расстояние от газоиспользующего оборудования которых до сети газораспределения, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров (без устройства пунктов редуцирования газа); 5) эскизный проект (графическое изображение) размещаемого объекта, отображающий размещение объекта на земельном участке (части земельного участка), с указанием элементов улично-дорожной сети (в том числе направления движения транспортных средств, типа покрытия), пешеходной инфраструктуры, осветительного, информационного и иного оборудования, иных необходимых, по мнению заявителя, сведений, согласованный с собственниками линейных объектов или организациями, осуществляющими эксплуатацию линейных объектов, - в случаях размещения элементов благоустройства территории.
Согласно пункта 7 Положения №***, уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня подачи заявления регистрирует заявление. В случае если представленные заявление и приложенные к нему документы не соответствуют по составу и содержанию требованиям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления возвращает заявление и приложенные к нему документы заявителю с указанием причин возврата. Возврат заявления и приложенных к нему документов не препятствует повторному обращению в уполномоченный орган для принятия ФИО1 о выдаче разрешения после устранения причин возврата.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения №***, ФИО1 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта принимается в случае, если: 1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Положения; 2) в заявлении указаны цели использования земель или земельных участков или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации; 3) земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу; 4) размещение объекта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 5) заявление подано в отношении земель или земельных участков, не являющихся государственной или муниципальной собственностью. В ФИО1 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения, а также в чем состоит нарушение.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения ФИО4 округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории ФИО4 округа. В статье 1 ГрК РФ определено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2). Разрешение на строительство, за исключением случаев.
Из заявления ФИО2 от <дата> следует, что ФИО2 обратилась в Администрацию <*****> с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №***, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элементов благоустройства.
Вместе с тем, поданное ФИО2 заявление не соответствовало требованиям пункта 4 Положения №***, а именно, к заявлению ФИО2 не был приложен эскизный проект (графическое изображение) размещаемого объекта, отображающий размещение объекта на земельном участке (части земельного участка), с указанием элементов улично-дорожной сети (в том числе направления движения транспортных средств, типа покрытия), пешеходной инфраструктуры, осветительного, информационного и иного оборудования, иных необходимых, по мнению заявителя, сведений, согласованный с собственниками линейных объектов или организациями, осуществляющими эксплуатацию линейных объектов, - в случаях размещения элементов благоустройства территории.
Так, ФИО2 испрашивала разрешения на размещение на земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности элемента благоустройства территории – навеса.
Указанное обстоятельство следует как из заявления ФИО2 от <дата>, так и заключения эксперта №*** от <дата>, выполненного экспертом Союза «Торгово-промышленная палат УР».
Суд соглашается с данным заключением экспертизы, и исходит из того, что указанное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости; выводы эксперта представляются ясными и понятными, научно обоснованными; экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона; заключение составлено специалистом, с указанием данных и представлением документов позволяющих определить его полномочия и квалификацию; эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется. Выводы судебной строительно-технической экспертизы участниками процесса не опровергнуты.
Таким образом, требование п. 4 Положения №*** ФИО2 не выполнено, в связи с чем, отказ в выдаче разрешения Администрацией <*****> должен был быть и по указанному основанию, между тем, в оспариваемом письме указанное обстоятельство причиной отказа в выдаче разрешения не являлось.
Вместе с тем, указывая в оспариваемом отказе, что вышеуказанная самовольная постройка, возведенная ФИО3, не является навесом, административным ответчиком каких-либо доказательств указанному обстоятельству не приведено.
ФИО1 Арбитражного суда УР по делам №***, которые приобщены к материалам дела в качестве доказательств представителем административного ответчика, в силу положений ст. 64 КАС РФ преюдициального значения по настоящему административному делу не имеют, в связи с чем, относимым и допустимым доказательством по настоящему административному делу не являются.
Между тем, суд считает необходимым отметить, что ФИО1 Арбитражного суда УР по делу №*** не содержит выводов о том, что строительство навеса осуществлено в существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, на ответчика ФИО3 возложена обязанность сноса указанного навеса исключительно в связи с его строительством на земельном участке, ему не принадлежащем, а не иными обстоятельствами. Иных выводов относительно капитальности указанной постройки, на размещение которой требуется разрешение на строительство, ФИО1 Арбитражного суда не содержит, поскольку указанное обстоятельство не было юридически значимым по указанному делу, не представлено административным ответчиком и какого-либо заключения специалиста о капитальности указанной постройки, чтобы свидетельствовало о том, что постройка, возведенная ФИО3 навесом (малой архитектурной формой) не является, на что указано в оспариваемом по настоящему делу ответе.
Напротив, административным истцом представлено заключение эксперта №*** от <дата> ООО «Центр Оценки и Экспертизы», а также инициировано проведение по делу экспертизы. Согласно выводов указанного заключения эксперта, а также заключения эксперта №*** от <дата>, выполненного экспертом Союза «Торгово-промышленная палат УР», постройка, возведенная ФИО3 на земельном участке с кадастровым номером №*** является навесом (малой архитектурной формой).
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ от <дата> N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление №***), в перечне поименованы элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый ФИО2 для размещения элемент благоустройства территории – навес, входит в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждение административного ответчика об обратном достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Относительно злоупотребления, по мнению, заинтересованного лица ФИО7, своими правами административным истцом, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 1 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №*** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером №*** образован с целью обеспечения доступа к ряду земельных участков, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами №***, принадлежащим ФИО3 и ФИО2, на праве совместной собственности. Ввиду того, что испрашиваемая часть земельного участка с кадастровым номером №*** является низиной и постоянно заливается дождевыми, талыми водами со всей территории базы, что создает препятствия в доступе к земельным участкам, ФИО3 выполнил для благоустройства территории навес. Заявление о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым №*** подано ФИО2 с целью урегулирования с административным ответчиком вопроса по благоустройству данного земельного участка, что не может быть расценено как злоупотреблением правом, поскольку такое обращение предусмотрено законом, о недобросовестности административного истца не свидетельствует.
С учетом изложенных обстоятельств, законными действия административного ответчика по отказу административному истцу, выраженному в письме №*** от <дата> в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу УР, <*****>, для использования в целях благоустройства путем размещения элемента благоустройства навеса, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на срок 49 лет, законными признать нельзя.
Административные ответчики при направлении ответа относительно отказа в выдаче разрешения на использование части земельного участка, действовали в рамках предоставленных им полномочий, между тем по существу обращения дали ответ, не соответствующий положениям действующего законодательства, нарушив право административного истца на получение разрешения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Требование, заявленное административным истцом о понуждении административных ответчиков выдать разрешение, удовлетворению не подлежит, поскольку выдача соответствующего разрешения входит в полномочия административного ответчика, суд не может подменять уполномоченный орган по вопросам его компетенции. Таким образом, суд полагает достаточным для восстановления прав административного истца в рамках производства по настоящему административному делу обязать административного ответчика повторно рассмотреть по существу заявление ФИО2 о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером №*** от <дата>.
Как указывалось выше, в соответствии с ст. 227 КАС РФ удовлетворение полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых ФИО1, действия (бездействия) незаконными допускается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При таких обстоятельствах, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия требованиям закона и нарушение этим действием прав и свобод административного истца в данном случае установлена судом, в связи с чем, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С учетом того обстоятельства, что административный иск подан в суд <дата>., с учетом датирования оспариваемого письма <дата>, трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд, административным истцом не пропущен.
О взыскании судебных расходов по делу не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <*****> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №*** ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░, <*****>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 49 ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <*****>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №*** ░░ <░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░, <*****>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 49 ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <*****> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №*** ░░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <*****> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №*** ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░1 ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.11.2023░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░