Дело № 2а-181/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 25 мая 2023 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,
при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,
с участием административного истца - помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О. и представителя административного ответчика Юрчук И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску прокурора Свердловского района Орловской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Свердловского района Орловской области о признании бездействия незаконным и обязании провести ремонт автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» о признании бездействия незаконным и обязании провести ремонт автомобильной дороги.
В обосновании административных исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлены нарушения - неудовлетворительное состояние дорожного полотна автодороги по улице Чапаева в пгт. Змиевка Свердловского района Орловской области, а именно на участке дороги планировка (скос) обочины автогрейдером не произведен, ямочный ремонт выполнен с нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017, нарушены продольный и поперечный профили покрытия дороги, имеются выбоины и проломы. Указанная автодорога относится к V категории дорог. Прокуратурой установлено, что 01.03.2023 между администрацией Свердловского района Орловской области и МУП «Коммунальщик» заключен договор № по оказанию услуг по содержанию дорог, расположенных на территории ПГТ Змиевка. Ненадлежащее качество автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
По ходатайству административного истца судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика МУП «Коммунальщик» на надлежащего – администрацию Свердловского района Орловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. административный иск поддержал по основаниям, в нем изложенным, пояснил, что прямая обязанность по содержанию автомобильных дорог в пгт. Змиевка лежит на администрации района. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Свердловского района Орловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании дорожного полотна по ул. Чапаева в пгт. Змиевка и обязать администрацию Свердловского района Орловской области провести ремонт указанной дороги в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика администрации Свердловского района Орловской области Юрчук И.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск, из которых следует, что сотрудниками прокуратуры и ГИБДД в летний период 2022 года на автодороге по ул. Чапаева никаких недостатков выявлено не было, предписаний в адрес администрации по устранению каких-либо недостатков дорожного полотна по ул. Чапаева не поступало. Акт проверки составлен прокуратурой 30.03.2023, то есть в зимний период, в который ремонтные работы не проводятся. Недостатки дорожного полотна образовались в результате эксплуатации дороги в зимний период. В апреле 2023 года специалистами администрации района проведена проверка всех автодорог в пгт. Змиевка, составлен график ремонта и содержания дорог. 28.04.2023 администрацией получено положительное заключение о проверке достоверности определения стоимости объекта ремонта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, на объект капитального ремонта – автодороги по ул. Чапаева от отм. 0+000 (д. 13а) до отм. 0+768». Ремонт улично-дорожной сети по ул. Чапаева проводился в августе 2017 года.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросами местного значения являются вопросы непосредственно обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляются населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрывается значение используемых терминов: безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 2); обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абзац 4); дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзац 8).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом ОГИБДД ОМВД России по Свердловскому району установлено, что дорожное покрытие автодороги по улице Чапаева в пгт. Змиевка не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения, о чем составлен акт от 30.03.2023 с прилагаемой к нему фототаблицей, в котором отражены все выявленные недостатки.
Так, на указанной улице планировка (скос) обочин автогрейдером не осуществлялась, ямочный ремонт выполнен с нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017, что выразилось в нарушении продольного и поперечного профиля покрытия дороги. Около дома № 27 имеется повреждение глубиной 5 см, длиной 1,12 м, шириной 65 см, около дома № 25 имеется повреждение глубиной 5 см, длиной 1,38 м, шириной 70 см. Около пешеходного перехода в районе дома № 18 имеются повреждения глубиной 5,5 см, длиной 70 см, шириной 55 см; глубиной 4,5 см, длиной 1,2 м, шириной 50 см; глубиной 5 см, длиной 1,1 м, шириной 55 см. Около дома № 19 имеется повреждение глубиной 6 см, длиной 1,15 м, шириной 65 см, около дома № 17-А имеется повреждение глубиной 6 см, длиной 1,2 м, шириной 58 см. Занижение обочины слева по ходу движения составило 6-9 см. На протяжении всего дорожного полотна имеются многочисленные выбоины, выкрошивания, проломы.
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 12.03.2021 № 171 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения Змиевка Свердловского района Орловской области, согласно которому автомобильная дорога по ул. Чапаева (54-252-551 ОП МП 551-2) является муниципальной.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично- дорожной сети в границах городского округа, осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Кроме того, согласно статьям 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района относятся в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Устава Свердловского района Орловской области Свердловский район наделен статусом муниципального района Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О статусе, границах и муниципальных центрах муниципальных образований на территории Свердловского района Орловской области».
В силу части 1 статьи 30 Устава Свердловского района Орловской области администрация Свердловского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Орловской области.
Согласно статье 32 Устава администрация района, помимо прочего, организует эксплуатацию объектов дорожного хозяйства.
Таким образом, ответственность за организацию безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, возложена на администрацию района.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Оценивая обоснованность иска, суд учитывает, что недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, могут провоцировать дорожно-транспортные происшествия.
При таком положении доводы, изложенные прокурором в административном исковом заявлении о необходимости проведения ремонтных работ по приведению дорожного покрытия автодороги по ул. Чапаева в пгт. Змиевка являются законными и обоснованными.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд приходит к выводу, что неисполнение вышеуказанных требований законодательства может повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить риск аварийной ситуации в городском поселении, что приведет к угрозе жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку дорога по ул. Чапаева, как установлено в ходе рассмотрения дела, является частью школьного маршрута. В связи с этим заявленные требования прокурора Свердловского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные представителем административного ответчика о том, что в настоящее время ведется работу по организации капитального ремонта дороги по ул. Чапаева, не свидетельствуют о незаконном бездействии администрации района в предшествующее время, поскольку как следует из протокола № заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения муниципального района «Свердловский район» от 25.07.2022, комиссией принято решение организовать работу по обследованию школьных маршрутов, организовать работу по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения обследования, установлен срок исполнения – до 01.09.2022.
Учитывая положения 178 КАС РФ, согласно которой при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения, суд полагает необходимым установить срок исполнения возложенной на администрацию <адрес> обязанности по ремонту дорожного покрытия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя данный срок разумным, поскольку доказательств невозможности исполнить решение суда в указанный в административном иске срок ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5722001348) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. (░░░░ ░ 50597-2017).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░