Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-181/2023 ~ М-103/2023 от 31.03.2023

Дело № 2а-181/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 25 мая 2023 года

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,

при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,

с участием административного истца - помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О. и представителя административного ответчика Юрчук И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску прокурора Свердловского района Орловской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Свердловского района Орловской области о признании бездействия незаконным и обязании провести ремонт автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» о признании бездействия незаконным и обязании провести ремонт автомобильной дороги.

В обосновании административных исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлены нарушения - неудовлетворительное состояние дорожного полотна автодороги по улице Чапаева в пгт. Змиевка Свердловского района Орловской области, а именно на участке дороги планировка (скос) обочины автогрейдером не произведен, ямочный ремонт выполнен с нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017, нарушены продольный и поперечный профили покрытия дороги, имеются выбоины и проломы. Указанная автодорога относится к V категории дорог. Прокуратурой установлено, что 01.03.2023 между администрацией Свердловского района Орловской области и МУП «Коммунальщик» заключен договор № по оказанию услуг по содержанию дорог, расположенных на территории ПГТ Змиевка. Ненадлежащее качество автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.

По ходатайству административного истца судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика МУП «Коммунальщик» на надлежащего – администрацию Свердловского района Орловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. административный иск поддержал по основаниям, в нем изложенным, пояснил, что прямая обязанность по содержанию автомобильных дорог в пгт. Змиевка лежит на администрации района. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Свердловского района Орловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании дорожного полотна по ул. Чапаева в пгт. Змиевка и обязать администрацию Свердловского района Орловской области провести ремонт указанной дороги в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Свердловского района Орловской области Юрчук И.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск, из которых следует, что сотрудниками прокуратуры и ГИБДД в летний период 2022 года на автодороге по ул. Чапаева никаких недостатков выявлено не было, предписаний в адрес администрации по устранению каких-либо недостатков дорожного полотна по ул. Чапаева не поступало. Акт проверки составлен прокуратурой 30.03.2023, то есть в зимний период, в который ремонтные работы не проводятся. Недостатки дорожного полотна образовались в результате эксплуатации дороги в зимний период. В апреле 2023 года специалистами администрации района проведена проверка всех автодорог в пгт. Змиевка, составлен график ремонта и содержания дорог. 28.04.2023 администрацией получено положительное заключение о проверке достоверности определения стоимости объекта ремонта, финансируемого полностью или частично за счет средств областного бюджета, на объект капитального ремонта – автодороги по ул. Чапаева от отм. 0+000 (д. 13а) до отм. 0+768». Ремонт улично-дорожной сети по ул. Чапаева проводился в августе 2017 года.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросами местного значения являются вопросы непосредственно обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляются населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;

ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрывается значение используемых терминов: безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 2); обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абзац 4); дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзац 8).

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой района проверки совместно со специалистом ОГИБДД ОМВД России по Свердловскому району установлено, что дорожное покрытие автодороги по улице Чапаева в пгт. Змиевка не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения, о чем составлен акт от 30.03.2023 с прилагаемой к нему фототаблицей, в котором отражены все выявленные недостатки.

Так, на указанной улице планировка (скос) обочин автогрейдером не осуществлялась, ямочный ремонт выполнен с нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017, что выразилось в нарушении продольного и поперечного профиля покрытия дороги. Около дома № 27 имеется повреждение глубиной 5 см, длиной 1,12 м, шириной 65 см, около дома № 25 имеется повреждение глубиной 5 см, длиной 1,38 м, шириной 70 см. Около пешеходного перехода в районе дома № 18 имеются повреждения глубиной 5,5 см, длиной 70 см, шириной 55 см; глубиной 4,5 см, длиной 1,2 м, шириной 50 см; глубиной 5 см, длиной 1,1 м, шириной 55 см. Около дома № 19 имеется повреждение глубиной 6 см, длиной 1,15 м, шириной 65 см, около дома № 17-А имеется повреждение глубиной 6 см, длиной 1,2 м, шириной 58 см. Занижение обочины слева по ходу движения составило 6-9 см. На протяжении всего дорожного полотна имеются многочисленные выбоины, выкрошивания, проломы.

Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от 12.03.2021 № 171 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения Змиевка Свердловского района Орловской области, согласно которому автомобильная дорога по ул. Чапаева (54-252-551 ОП МП 551-2) является муниципальной.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.

Обеспечение безопасности в области дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично- дорожной сети в границах городского округа, осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Кроме того, согласно статьям 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района относятся в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Устава Свердловского района Орловской области Свердловский район наделен статусом муниципального района Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О статусе, границах и муниципальных центрах муниципальных образований на территории Свердловского района Орловской области».

В силу части 1 статьи 30 Устава Свердловского района Орловской области администрация Свердловского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Орловской области.

Согласно статье 32 Устава администрация района, помимо прочего, организует эксплуатацию объектов дорожного хозяйства.

Таким образом, ответственность за организацию безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, возложена на администрацию района.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Оценивая обоснованность иска, суд учитывает, что недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, могут провоцировать дорожно-транспортные происшествия.

При таком положении доводы, изложенные прокурором в административном исковом заявлении о необходимости проведения ремонтных работ по приведению дорожного покрытия автодороги по ул. Чапаева в пгт. Змиевка являются законными и обоснованными.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд приходит к выводу, что неисполнение вышеуказанных требований законодательства может повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить риск аварийной ситуации в городском поселении, что приведет к угрозе жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку дорога по ул. Чапаева, как установлено в ходе рассмотрения дела, является частью школьного маршрута. В связи с этим заявленные требования прокурора Свердловского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы, приведенные представителем административного ответчика о том, что в настоящее время ведется работу по организации капитального ремонта дороги по ул. Чапаева, не свидетельствуют о незаконном бездействии администрации района в предшествующее время, поскольку как следует из протокола № заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения муниципального района «Свердловский район» от 25.07.2022, комиссией принято решение организовать работу по обследованию школьных маршрутов, организовать работу по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения обследования, установлен срок исполнения – до 01.09.2022.

Учитывая положения 178 КАС РФ, согласно которой при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения, суд полагает необходимым установить срок исполнения возложенной на администрацию <адрес> обязанности по ремонту дорожного покрытия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя данный срок разумным, поскольку доказательств невозможности исполнить решение суда в указанный в административном иске срок ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5722001348) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. (░░░░ ░ 50597-2017).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-181/2023 ~ М-103/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Свердловского района Орловской области
Ответчики
МУП "Коммунальщик"
Другие
Администрация Свердловского района Орловской области
Суд
Свердловский районный суд Орловcкой области
Судья
Белозерцева Виктория Ростиславовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--orl.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация административного искового заявления
31.03.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
03.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее