Дело № 2а-312/2022
66RS0023-01-2022-000326-34
Мотивированное решение
составлено 24.06.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Новая Ляля 09 июня 2022 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Булдаковой Ю.В.,
с участием: административного истца Воронова С.В. (посредством видеоконференцсвязи),
представителя административных ответчиков Басалаевой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Кветинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воронова С.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Воронов С.В. обратился в Верхотурский районный суд с иском, в котором просит взыскать с Российской Федерации компенсацию за ненадлежащие условия содержания в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ПФРСИ при ФКУ ИК-54) в размере 50 000 руб., признать действия (бездействие) административного ответчика ПФРСИ ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области незаконными и повлекшими нарушения права административного истца на надлежащие условия содержания, на обеспечение питанием по установленным нормам и на охрану здоровья.
В обоснование заявленных требований указал, что с 09 ноября 2021 года содержится в камере № 6 ПФРСИ-2 при ФКУ ИК-54, где отсутствуют надлежащие условия содержания (холодно, повышенная влажность, ненадлежащее освещение, отсутствует принудительная вентиляция, горячая вода). Кроме того, в камере не проводится дезинсекция и дератизация, несмотря на наличие насекомых, мышей. Учреждением нарушаются сроки помывки и стирки белья (не менее 2 раз в неделю), фактически проводятся 1 раз в 10 дней. Нормы питания не соответствуют установленным требованиям, отдельное питание по повышенным нормам не производится. В связи с наличием у него заболеваниям, он нуждается в лечении, однако, лекарственные препараты выдаются не в полном объеме и не своевременно. Его обращения в адрес администрации учреждения на ненадлежащие условия содержания результата не дали.
На основании определения суда от 11.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России).
В судебном заседании административный истец Воронов С.В. настаивал на иске по изложенным в нем доводам и основаниям.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Басалаева Е.Б., возражала против удовлетворения иска, утверждает, что заявленных нарушений не имелось.
Административный ответчик ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, своей позиции по иску не выразил, письменных ходатайств и возражений не представил.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
В силу статей 17, 21 и 53 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 15.12.2018 № 47), помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам (далее - лишенные свободы лица), которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должны осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации), право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с абзацами первым и третьим пункта 13 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно п. 14 указанного Постановления Пленума ВС РФ судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Деятельность уголовно-исполнительной системы регламентируется Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 5 указанного закона уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы и др.
В уголовно исполнительную систему по решению правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Согласно ст. 6 Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 учреждения исполняющие наказания, являются самостоятельными юридическими лицами.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащее гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из приведенных норм права следует, что общими условиями для компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, являются наличие факта противоправности их действий (бездействия), наличие вреда и его размер, а также наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Кроме того, обязательным условием для наступления ответственности, за исключением случаев, указанных в законе, является наличие вины причинителя вреда.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Воронов С.В. с 09.11.2021 содержится в камере № 6 ПФРСИ при ФКУ ИК-54.
В своих исковых требованиях Воронов С.В. просил присудить компенсацию в размере 50000 рублей за нарушение условий содержания в местах лишения свободы. При этом, в обоснование заявленных требований указал, что в камере, где он содержится, условия не соответствуют установленным требованиям (холодно, повышенная влажность, ненадлежащее освещение, отсутствует принудительная вентиляция, горячая вода). Кроме того, в камере не проводится дезинсекция и дератизация, несмотря на наличие насекомых, мышей.
Из пояснений в судебном заседании представителя ответчиков Басалаевой Е.Б. следует, что каких-либо нарушений в части условий содержания административного истца допущено не было.
В обоснование своих доводов представителем ответчика предоставлены копии государственных контрактов на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений № 192 от 20.12.2019, № 128 от 20.07.2020, № 161 от 26.11.2021, а также копии государственного контракта № 40 от 18.02.2022 на оказание услуг холодного водоснабжения, государственного контракта теплоснабжения № ОТ21ТЭ0000000687 от 28.02.2022.
Как следует из письма Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 08.04.2022 № 55ж-2020 (л.д. 15 -17), прокуратурой проведена проверка по обращению осужденного Воронова С.В. от 25.02.2022.
В ходе проверки установлено, что Воронов С.В. содержится в камере № 6 ПФРСИ при ФКУ ИК-54 общей санитарной площадью 28 метров. При этом нормы санитарной и жилой площадей соблюдаются. Здание ПФРСИ и камеры оборудованы централизованным отоплением и водоотведением, в камерах обеспечивается естественная вентиляция воздуха путем открывания окон, камеры оснащены умывальниками, санузлами с экранами приватности, обеспечены необходимым набором мебели и иными предметами бытового назначения. Администрацией ФКУ ИК-54 заключен государственный контракт, согласно которому учреждению оказываются услуги по дезинфекции и дератизации помещений, что подтверждается актом приема-сдачи оказанных услуг от 24.02.2022, нарушений закона не установлено.
Таким образом, доводы административного истца Воронова С.М. о том, что в ПФРСИ он содержался в холодных и влажных камерах, при отсутствии горячего водоснабжения, вентиляции, нормального освещения, непроведения в камерах дезинсекции и дератизации не нашли своего подтверждения, и опровергнуты перечисленными выше доказательствами.
В то же время, суд признает, что администрацией ФКУ ИК-54 в нарушение ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не в полной мере выполняются санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, поскольку принимаемые меры по обработке помещения камеры № 6, где содержится Воронов С.В., являются недостаточными.
Как установлено проверкой, проведенной по обращению Воронова С.В. Нижнетагильской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, на стенах и потолке камеры № 6 ПФРСИ ФКУ ИК-54 имеются следы грибка, плесени.
Также административным истцом Вороновым С.В. заявлено, что учреждением нарушаются сроки помывки и стирки белья (не менее 2 раз в неделю), фактически проводятся 1 раз в 10 дней.
В пункте 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 закреплено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Как следует из письма Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 08.04.2022 № 55ж-2020 в феврале 2022 осужденный Воронов С.В. в ПФРСИ при ФКУ ИК-54 не реже одного раза в неделю проходил санитарную обработку, а именно 07.02.2022, 13.02.2022, 22.02.2022 и 27.02.2022 ему предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, что подтверждено документально.
В то же время, Вороновым С.В. заявлено, что данные нарушения имели место в течение всего периода его нахождения в ПФРСИ ФКУ ИК-54, то есть, начиная с 09.11.2021 года
Представителем ответчиков не представлены доказательства отсутствия нарушений, не представлены графики помывки в душе и стирки белья, установленные в Учреждении, а также графики фактического проведения указанных мероприятий в отношении Воронова С.В.
Таким образом, административными ответчиками не опровергнуты доводы истца о том, что в ПФРСИ ФКУ ИК-54 нарушались требования о порядке прохождения осужденным Вороновым С.В. санитарной обработки, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья административного истца.
Питание осужденных должно быть организовано в столовой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания», приказом МВД России от 19.10.2012 № 966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» с соблюдением закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд.
Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, заключенных под стражу, а также способы хранения продуктов питания.
Исходя из результатов прокурорской проверки (ответ от 08.04.2022 № 55ж-2020, л.д. 15 - 17), осужденный Воронов С.В. с 09.11.2021 состоит на учете в филиале «Медицинская часть № 22» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, по состоянию здоровья имеет заболевание, связанное с вирусом иммунодефицита человека. На постоянной основе в связи с этим получает соответствующую терапию, состояние здоровья осужденного удовлетворительное. С 10.11.2021 заявитель получает повышенную норму питания в соответствии с требованиями закона и ведомственного нормативного акта, что подтверждается документально.
Закладка продуктов питания в котел осуществляется на основании котлового ордера в присутствии сотрудников администрации ФКУ ИК-54. Перед приемом пищи в обязательном порядке снимаются пробы с готовых блюд, что подтверждено документально, выдача готовых блюд осуществляется только с разрешения администрации ИУ. Осужденный Воронов С.В. питание получает в соответствии с приложением № 5 к приказу от 17.09.2018 № 189 по норме 5.1 «в», 5.2 «а». Фактов выдачи заявителю продуктов питания с истекшими сроками годности проверкой не установлено.
Как следует из административного иска, Воронов С.В. оспаривает действия (бездействие) административного ответчика ФКУ ИК-54 ГУФСИН России выразившееся в не обеспечении его повышенной нормой питания в связи с наличием у него заболевания ВИЧ-инфекции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено и подтверждалось самим Вороновым С.В., что ежедневно ему, как лицу, имеющему заболевание, предоставляется дополнительное питание (масло, творог, молоко, яйцо). Каких-либо доказательств того, что для данной категории лиц, содержащихся под стражей, приготовлению блюд должно производиться отдельно, административным истцом суду не представлено.
Также не нашли своего подтверждения доводы Воронова С.В. о нарушении должностными лицами учреждения его прав на получение медикаментов.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания медицинской помощи осужденным в условиях исправительных учреждений регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», согласно п.8 которого организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
На каждого подозреваемого и обвиняемого заполняется медицинская карта амбулаторного больного установленного образца (пункт 27).
Согласно п. 67 указанного Приказа медикаменты подозреваемым, обвиняемым и осужденным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. Исключение могут составлять препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (ишемическая болезнь сердца со стенокардией напряжения и покоя, гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, сахарный диабет, эпилепсия и другие подобные заболевания). Решение вопроса о выдаче этих препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки) принимается начальником медицинской части (здравпункта, амбулатории) в индивидуальном порядке в соответствии с назначением лечащего врача. По просьбе больного при согласовании с лечащим врачом и начальником медицинской части больному может быть разрешено в установленном порядке приобретение (получение) необходимых для его лечения медикаментов.
Приказом Минюста от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, действующий с 20.02.2018.
В соответствии с п.11 данного Порядка лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов (приложение № 1), который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе «Дата получения».
Вопреки доводам административного истца, из вышеприведенного Порядка оказания медицинской помощи, лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы не предусмотрена необходимость истребования от пациента подтверждения его личной подписью получение медикаментов, выдачу медикаментов удостоверяет сотрудник медицинского учреждения. В медицинской карте истца имеются сведения о выдаче Воронову С.В. необходимых медицинских препаратов в соответствии с листом назначения.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца Воронова С.В. в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, учитывая то, что часть установленных судом нарушений не нашли свое подтверждение представленными в дело доказательствами, а другая часть не относится к существенным нарушениям, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о признании незаконными условий содержания в исправительном учреждении и взыскании в пользу Воронова С.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 10 000 рублей.
В остальной части иска и иска, обращенного к другим ответчикам, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 54» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 09.11.2021 ░░ 04.04.2022, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 54» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░