копия
Административное дело № 2а-179/2024 (2а-1301/2023)
УИД № 24RS0049-01-2023-001558-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Ошейко А.Е.,
с участием:
административного истца Ефремовой Н.А.,
административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефремовой Натальи Анатольевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Татьяне Анатольевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее по тексту ГУФССП России по Красноярскому краю) о признании незаконным действий, возложении обязанности произвести расчет задолженности по алиментам и принять меры к ее взысканию,
установил:
административный истец Ефремова Н.А. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Т.А., ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным действий, возложении обязанности произвести расчет задолженности по алиментам и принять меры к ее взысканию. В обоснование заявленных требований указав, что решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 28.09.2021 года с Ефремова А.В. в пользу Ефремовой Н.А. взысканы алименты на её содержание в твердой денежной сумме в размере 2500 рублей 00 копеек, что составляет 0,228 прожиточного минимума, установленного на 2021 год в целом по Красноярскому краю для пенсионеров (Постановления Правительства Красноярского края от 02.03.2021 года №110-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2021 год») с последующей индексацией, начиная с 21.12.2020 года. 29.08.2023 года на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного на основании указанного решения, в ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП. При осуществлении перечислении взысканных сумм, сумма алиментов подлежащая взысканию судебным приставом-исполнителем рассчитана неверно, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя, ответ на которую не был получен. В ноябре 2023 года административный истец вновь обратилась с жалобой о неправомерности изменения взыскиваемой суммы, однако 08.12.2023 года был получен ответ на жалобу, согласно которой задолженность по исполнительному производству отсутствует, действия пристава правомерны, а доводы жалобы необоснованные.
Просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Т.А., обязать произвести перерасчет задолженности и принять меры к ее взысканию.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУФССП по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица Ефремов А.В.
Административный истец Ефремова Н.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохина Т.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указала, что расчет суммы алиментов в твердой денежной сумме в размере 0,228 прожиточного минимума для пенсионеров рассчитан исходя из величины прожиточного минимума для третьей группы территорий Красноярского края.
Административный ответчик - ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до начала судебного разбирательства каких-либо ходатайств от них не поступило.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, до начала судебного разбирательства каких-либо ходатайств от них не поступило.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1, 2).
Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80).
В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
По смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов). Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, основанного на общепризнанной презумпции добросовестности родительской заботы о детях, Семейным кодексом Российской Федерации в статьях 80 - 83 урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, и вместе с тем предусмотрена возможность принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке (статья 80), а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментно-обязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно (статьи 81 и 83) (Постановление от 20 июля 2010 года N 17-П).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от 28.09.2021 года с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Ефремовой Натальи Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, взысканы алименты на её содержание в твердой денежной сумме в размере 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек, что составляет 0,228 прожиточного минимума, установленного на 2021 год в целом по Красноярскому краю для пенсионеров (Постановления Правительства Красноярского края от 02.03.2021 года №110-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2021 год») с последующей индексацией, начиная с 21.12.2020 года.
29.08.2023 года на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Сосновоборским городским судом Красноярского края, в ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство № 259618/23/24007-ИП.
24.11.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП по Красноярскому краю Тимохиной Т.А. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому ФИО1 определена общая задолженность по алиментам за период с 17.08.2023 года по 30.10.2023 года на содержание родителей по состоянию на 31.10.2023 года в размере 2400,68 рублей.
11.01.2024 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП по Красноярскому краю Тимохиной Т.А. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому ФИО1 определена общая задолженность по алиментам за период с 17.08.2023 года по 31.12.2023 года на содержание родителей по состоянию на 31.12.2023 года в размере 2959,44 рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
На органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве актов других органов и должностных лиц (ст. 6.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения").
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов исполнительного производства, является его законность (ст. 4 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве, размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Положениями ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда. При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 102 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства производит индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 13 Постановления от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", следует, что с учетом положений п. 2 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации при установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме, судам следует исходить из действующей на день вынесения решения суда величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии указанной величины - величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. При этом, размер алиментов, установленный судом в твердой денежной сумме, подлежит индексации по правилам, предусмотренным п. 1 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации, о чем должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Как установлено ст. 105 Семейного кодекса Российской Федерации, индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 указанного Кодекса.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 06.06.2016 N 1417-О, поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (статья 7, часть 2; статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых - в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи - обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 841-О-О и от 5 июля 2011 года N 953-О-О).
При этом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований согласиться с законностью вынесенных судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП по Красноярскому краю Тимохиной Т.А. постановления о расчете задолженности по алиментам от 24.11.2023 года в силу следующего.
В соответствии с Письмом ФССП России от 15 сентября 2016 года N 00011/16/85969-АП "Об алгоритме расчета задолженности по алиментам" (далее - Алгоритм расчета задолженности) для расчета задолженности по исполнительным документам о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо понимать (знать): дату начала взыскания алиментов; размер удерживаемых алиментов (в долях к доходу должника: 1/6, 1/4, 1/3, 1/2; в твердой денежной сумме от прожиточного минимума либо минимального размера оплаты труда); период расчета задолженности (в днях, в месяцах); поступившие денежные средства с даты начала взыскания (либо с даты начала расчета задолженности) алиментов на дату расчета задолженности; доход должника в период расчета задолженности (при наличии соответствующих документов); среднероссийский доход (при отсутствии сведений о доходах должника); среднероссийский прожиточный минимум (при расчете задолженности по алиментам, установленной в твердой денежной сумме).
В силу пунктов 2.2 Алгоритма расчета задолженности расчет задолженности индексации и расчет задолженности по алиментам в твердой денежной сумме от величины прожиточного минимума должен содержать в себе: кратность прожиточного минимума; величину прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации и сумму ежемесячных алиментов и должен производится в следующем порядке:
, где
К - кратность прожиточного минимума (0,5 прожиточного минимума, 2 прожиточных минимума, 3 прожиточных минимума и т.д.);
В - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации;
- сумма ежемесячных алиментов.
В соответствии с разделом раздела 3 Алгоритма расчет задолженности по алиментам производится с учетом календарных дней месяца, а в случае если в исполнительном документе судом не установлена кратность, то расчет задолженности должен содержать в себе указание на размер кратности алиментов, который рассчитывается в следующем порядке, в соответствии с разделом раздела 4 Алгоритма:
- твердая денежная сумма алиментов, установленная в исполнительном документе;
В1 - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации на момент вынесения судом решения о взыскании алиментов;
К - кратность, в соответствии с которой производится индексация суммы алиментов, установленной в исполнительном документе в твердой денежной сумме;
В2 - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или и целом по Российской Федерации на момент расчета задолженности;
- сумма ежемесячных алиментов.
Таким образом, при наличии в судебном решении размера кратности взыскиваемых алиментов, судебный пристав-исполнитель данное число умножает на величину прожиточного минимума на момент расчета.
Между тем, судебным приставом-исполнителем при расчете размера алиментов с учетом увеличения величины прожиточного минимума для пенсионеров в целом по Красноярскому краю определялся путем умножения установленного судом размера алиментов 0,228 величины прожиточного минимума в целом по Красноярскому краю, установленной на определенный период, из расчета величины прожиточного минимума для третьей группы территорий Красноярского края, установленной на определенный период, что не соответствует требованиям исполнительного документа.
Неверный расчет размера алиментов привел к неверному расчету задолженности по алиментам, приведенному в постановлении от 24.11.2023 года и от 11.01.2024 года.
При изложенных обстоятельствах действия судебного пристава-исполнителя по определению размера алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме и о расчете задолженности по алиментам нельзя признать законными.
С учетом установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административные исковых требований Ефремовой Н.А., следует признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Т.А., выразившееся в неверном расчете суммы алиментов, подлежащей взысканию.
С целью восстановления нарушенного права, суд полагает необходимым возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосновоборску ГУФССП России по Красноярскому краю Тимохиной Т.А., в производстве которого находится исполнительное производство №-ИП, обязанность произвести расчет задолженности по алиментам в отношении должника ФИО1 в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: -░░░░░░░-
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░