Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-172/2023 ~ М-96/2023 от 29.05.2023

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                                                 Дело № 3а-172/2023

                                                             УИД: 39ОS0000-01-2023-000120-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

               29 июня 2023 года                                                г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи                      Шубина Д.В.,

при секретаре                                                      Макаревской А.В.,

с участием прокурора                                           Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дзенгелевской Валентины Владимировны об оспаривании нормативного акта приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года №204,

УСТАНОВИЛ:

       Дзенгелевская В.В. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилых помещений: №, площадью 95,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и №, площадью 31,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года №204 под пунктами №10558 и №10559 указанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Полагает, что указанные объекты не соответствуют критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, их обследование до издания оспариваемого нормативного акта не проводилось, в связи с чем последний противоречит действующему законодательству и нарушает её права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере. Вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда по делу №3а-125/2023 года признаны не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года №177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года №199, то есть в отношении объекта №. Просит признать недействующими и отменить п.п. 10558, 10559 Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года №204.

     Административный истец Дзенгилевская В.В., будучи надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, участие представителя, имеющего юридическое образование, в судебном заседании не обеспечила.

    Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменным возражениям, в конце 2019 года администрацией МО «Зеленоградский городской округ» Министерству был представлен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в который были включены помещения № и №; в данном документе указано, что последнее помещение используется под парикмахерскую «Мария». Не доверять предоставленным администрацией данным оснований не имелось. Эти сведения послужили основанием для включения указанных помещений в Перечень на 2020 год.

Заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.ст 400-401 Налогового кодекса РФ в налоговом периоде 2020 года Дзенгелевская В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

     Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).

    В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого помещения, а также решение уполномоченного органа об определении вида фактического использования объекта недвижимости до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования (строений, сооружений) и помещений, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.

В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 №330 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения» Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.

    Как следует из п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.

    Согалсно пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 №136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

    Установлено, что в налоговом периоде 2020 года Дзенгелевская В.В. являлась собственником нежилых помещений: №, площадью 95,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и №, площадью 31,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Оба помещения находятся в здании №, имеющем назначение «многоквартирный дом», которое находится на земельном участке №, имеющим вид разрешенного использования – для обслуживания существующего жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года №204 под пунктами №10558 и №10559 указанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Калининградского областного суда от 27 марта 2023 года по административному делу №3а-125/2023 признаны не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года №177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года №199, в остальной части в удовлетворении административного иска отказано, то есть суд пришел к выводу о необоснованности включения в Перечни на 2021, 2022 г.г. объекта №.

В отношении нежилого помещения №, площадью 95,8 кв.м. суд пришел к выводу о том, что более 20% от его общей площади с 2014 года использовалось для размещения объекта торговли - магазина «Цветочная лавка», что подтверждается, в том числе, сведениями из открытых источников, к которым относится и информация, размещенная в сети «Интернет».

Стороной административного ответчика не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% площади нежилого помещения №, площадью 31,5 кв.м., для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В качестве такового не может быть признан Перечень на налоговый период 2020 года, составленный администрацией МО «Зеленоградский городской округ», в связи со следующим.

Из приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения следует, что обследование объектов для проверки их соответствия требованиям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, проводится Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, данное ведомство не вправе делегировать эти полномочия органам местного самоуправления. В этой связи список или перечень объектов, составленный органом местного самоуправления без дополнительной проверки фактического их использования и ссылок на конкретные документы, сам по себе достаточным основанием для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утверждаемый приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, не является.

В рамках настоящего административного дела сторонами не представлено сведений и подтверждающих их доказательств того, что в налоговом периоде 2020 года помещения №, № имели другой правовой статус и характеристики, отличные от установленных при рассмотрении дела №3а-125/2023.

Таким образом, административные исковые требования Дзенгелевской В.В. подлежат удовлетворению в части исключения помещения № из Перечня на 2020 год, в остальной части в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 10559 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №204.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-172/2023 ~ М-96/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дзенгелевская Валентина Владимировна
Прокуратура Калининградской области
Ответчики
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шубин Денис Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud--kln.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация административного искового заявления
31.05.2023Передача материалов судье
31.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее