К делу № 2а-1078/2023
УИД № 23RS0046-01-2023-001222-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск-на-Кубани |
08 декабря 2023 года |
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Огиенко А.О.,
при секретаре Бобренок Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю к Шевченко Н.И. о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю обратилась в суд с иском к Шевченко Н.И. о взыскании задолженности по налогу.
В обоснование иска указано, что налогоплательщику исчислен к уплате земельный налог за 2016-2019 г.г. в сумме 320 руб. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Поскольку административным ответчиком не исполнена обязанность в срок, исчислены пени в размере 6,08 руб. в связи с чем, административный истец обратился в суд с административным иском и просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с настоящим иском, а также взыскать с Шевченко Н.И. задолженность по земельному налогу за 2016-2019 г.г. в сумме 320 руб. и пени в размере 6,08 руб.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, заместитель начальника Лантухова Т.Н. в своем ходатайстве просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции, а также настаивает на удовлетворении требований в полном объеме (л.д. 24).
Административный ответчик Шевченко Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Судебное извещение возвращено в адрес суда с указанием причины – истечение срока хранения (л.д. 26).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность об уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Судом установлено, что по сведениям, представляемым в налоговую инспекцию регистрирующими органами Шевченко Н.И. в 2016-2019 г.г. являлась собственником земельного участка (л.д. 11).
Как усматривается из материалов дела, 01.09.2020 в адрес Шевченко Н.И. административным истцом направлено налоговое уведомление № 34056618 о необходимости оплаты земельного налога в сумме 140 руб. начисленных за 2017-2019 г.г., на объект налогообложения расположенный по адресу: <...> (л.д. 10).
Согласно ст. 75 НК РФ, пенёй признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе, налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Шевченко Н.И. на основании ст. 75 НК РФ, начислена пеня в связи с неуплатой земельного налога в срок, в размере 6,08 руб.
В связи с отсутствием сведений об оплате земельного налога за 2016-2019 г.г., Шевченко Н.И. направлено требование № 34303 от 08.11.2021 об уплате земельного налога и пени, установлен срок для уплаты задолженности до 01.12.2020 (л.д. 8), требование № 25062 от 30.11.2018 об уплате земельного налога и пени, установлен срок для уплаты задолженности до 01.12.2017 (л.д. 9).
Поскольку указанные требования административного истца Шевченко Н.И. не исполнены, МИФНС № 11 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шевченко Н.И. задолженности по недоимки за 2016-2019 г.г. в размере 326,08 руб., а именно: земельного налога с физических лиц в границах сельских поселений: налог в размере 320 руб., пени в размере 6,08 руб., однако определением мирового судьи судебного участка № 200 Славянского района Краснодарского края от 20.12.2022 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано (л.д. 2).
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 НК РФ, установлено право уполномоченных органов обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии, что требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке. Данная норма, регулирующая процедуру принудительного взыскания сумм налоговой задолженности с физических лиц, не предполагает произвольного и бессрочного взыскания сумм налоговой задолженности.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок для обращения в суд по требованию № 34303 от 08.11.2021, имеющему срок исполнения до 11.01.2022, № 25062 от 30.11.2018, имеющему срок исполнения до 17.01.2019, истек 17.01.2022.
Определением мирового судьи судебного участка № 200 Славянского района Краснодарского края от 20.12.2022 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 16.12.2022, с настоящим административным иском МИФНС России № 11 по Краснодарскому краю обратилась в суд 07.11.2023.
Таким образом, административным истцом пропущен срок на предъявление требований о взыскании обязательных платежей и санкций. Причин, которые следует признать уважительными для восстановления срока, судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.12.2023.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░