Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-549/2023 ~ М-507/2023 от 15.09.2023

Дело №2а-549/2023

УИД:44RS0006-01-2023-000674-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» декабря 2023 г. г. Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Е.В.,

с участием адвоката Виноградова С.И., представившего удостоверение № 295 от 11.03.2009 и ордер № 264209 от 14.11.2023,

при секретаре Чижовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Сергея Николаевича к МО МВД России «Галичский» о признании незаконными действий государственного инспектора, выразившихся в непринятии документов и допуске к экзамену ПДД РФ,

у с т а н о в и л:

Смирнов С.Н.обратился в суд с административным иском к МО МВД России «Галичский» о признании незаконными действий государственного инспектора, выразившихся в непринятии документов и допуске к экзамену ПДД РФ, мотивируя свои требования тем, что 17 апреля 2023 г. он заключил договор на оказание платных образовательных услуг с областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В.Чижова Костромской области».

17 июля 2023 г. ОГБПОУ «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова Костромской области» после успешной сдачи квалификационного экзамена, выдало ему документ о квалификации, а именно - «Свидетельство о профессии водителя 33240267227 0».

09 августа 2023 г. он обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» с заявлением № 63248157, в котором просил выдать водительское удостоверение в связи с окончанием прохождения соответствующего профессионального обучения водителей ТС категории «В».

Однако, государственным инспектором РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» Вороновым А.Н., как в допуске к экзамену, так и в приеме документов для предоставления государственной услуги, ему было отказано на основании п. 36.3.Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80 (зарегистрированного в Минюсте России 22.03.2021 № 62837), а именно: наличие сведений о лишении его права управления транспортными средствами.

Он считает действия административного ответчика в отказе в приеме документов и допуску к экзамену незаконными, по следующим основаниям.

Государственным инспектором Вороновым А.Н. действительно было установлено наличие сведений о лишении, якобы, его права управления транспортными средствами, который оказался тезкой, и не сверены были полные данные о лице лишенном права водителя с данными заявителя, поскольку у него и у мужчины, лишенного водительских прав, помимо фамилии, имени и отчества, совпали число и год рождения.

Во-первых, причина отказа как в допуске к экзамену, так и в приеме документов, могла быть устранена административным ответчиком на месте. Для этого нужно было лишь воспользоваться официальным сервисом ГИБДД.

Можно предположить, что настоящий виновник удостоверение не сдал, с его слов сотрудником ДПС, который составлял протокол, была установлена якобы личность того, кто находился за рулем, и в базе данных ГИБДД он стал числиться как «лишенный».

Во-вторых, он никогда не имел водительского удостоверения, впервые прошел обучение, а также никогда не был на территории г. Ханты-Мансийска, где он, якобы, 10.02.2022, согласно документа № С312С9С4-3747-11ЕЕ- A7DF-FA163E764063 от 10.08.2023, совершил административное правонарушение на ул. Объездной г. Ханты-Мансийска, Ханты-Мансийского Автономного округа - ЮГРА АО, дом 11.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 27 мая 2022г., серия и номер постановления - 5-530-2801 2022, размер штрафа - 30 000 руб., срок лишения 20 месяцев. Подразделение, где вынесено постановление - 1162025- ОГИБДД МО МВД России «Ханты-Мансийский».

Он после получения отказа, предварительно обратился в ОМВД России по Костромскому району.Из уведомления № 13560 от 18.08.2023, подписанного Врио начальника С.В. Ивановым следует, что его сообщение передано для принятия решения и проведения проверки в МО МВД России «Галичский», на территории обслуживания которого произошло происшествие.Из аналогичного уведомления № 9896 от 18.08.2023, подписанного начальником МО МВД России «Галичский» А.А. Кирилловым следует, что его сообщение, поступившее из дежурной части ОМВД России по Костромскому району зарегистрировано в «Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Галичский» за № 243 от 17.08.2023.

Поэтому, в соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, Смирнов С.Н. просит суд признать незаконными действия административного ответчика в отказе в приеме документов и допуске к экзамену для предоставления государственной услуги на основании п. 36.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80 (зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2021 № 62837).

Кроме этого, административный истец просит взыскать с административного ответчика судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 (триста) руб. 00 коп. и оплаты услуг адвоката за проведение консультаций и подготовки административного искового заявления в суд в размере 5 000 (пять тысяч) руб. 00 коп., а всего - 5 300 (пять тысяч триста) руб. 00 руб.

Административный истец Смирнов С.Н. иск поддержал и считает, что ему необоснованно отказали в допуске к экзамену ПДД РФ и приеме документов.

В судебном заседании Смирнов С.Н. пояснил, что в 2016 году он действительно был лишен права управления транспортными средствами. На тот период времени он имел только удостоверение тракториста-машиниста, которое им было сдано в ГИБДД. В 2021 году он обращался в инспекцию Гостехнадзора по Галичскому району с заявлением о получении государственной услуги по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), однако дважды не сдал экзамен. Потом началась эпидемия заболевания «ковид», у него умерла жена, и ему было не до экзаменов.

Поскольку он переехал в гор. Солигалич на постоянное место жительства и инспектором Гостехнадзора по Антроповскому муниципальному району и Галичскому муниципальному району и городскому округу город Галич Хитровым Д.А. документы были направлены в инспекцию Гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому муниципальным районам. 24.10.2023 инспектором Гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому муниципальным районам Олькиным В.П. ему было отказано в удовлетворении заявления о получении государственной услуги по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), поскольку не представлено медицинского заключения, а также наличие имелись сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения – постановление о лишении водительских прав в отношении двойника Смирнова С.Н. из гор. Ханты-Мансийска.

На момент подачи административного иска ему было неизвестно о том, что административным ответчиком ему отказанов допуске для предоставления государственной услуги по причине имевшегося постановления от 05.07.2016 о лишении его права управления транспортными средствами. В настоящее время он считает, что ему незаконно отказали по данному основанию, так как срок наказания по данному правонарушению истек в январе 2018 года.

Представитель административного истца - адвокат Виноградов С.И. поддержал позицию Смирнова С.Н. и дополнил, что инспектором Вороновым А.Н. нарушены права истца в отказе к допуску к экзамену, поскольку инспектор сослался на п. 36.3 Административного регламента, утвержденного приказом МВД от 20.02.2022, в связи с наличием у Смирнова лишения права управления транспортными средствами, но не указал на основании чего были внесены сведения в базу ГИБДД. Позже выяснилось, что в базе ГИБДД имеются сведения о лишении права управления ТС Смирнова в 2016 году. Действительно Смирнов был привлечен к административной ответственности по постановлению мирового судьи от 05.07.2016, с назначением наказания в виде административного штрафа с лишением права управления ТС на 1 год 6 месяцев. 07.07.2016 Смирнов С.Н. сдал водительское удостоверение, уплатил штраф в полном размере. Срок наказания по данному правонарушению истек в январе 2018 года.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицу, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня окончания исполнения.

Окончание исполнения административного наказания было в январе 2019 года. И Смирнов с января 2019 года уже не являлся лишенным права управления транспортным средством.

Считает, что нельзя путать - получение водительского удостоверения и его возврат.В п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по истечении срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами, лицо не являетсялишенным права управления транспортными средствами.

Представитель административного ответчика в лице юрисконсульта Костина Д.С., действующего на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что действия сотрудников РЭГ ГИБДД законны и обоснованы. Прием документов к допуску экзаменов регламентирован Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений». Данный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для предоставления государственной услуги. Как установлено, Смирнову было отказано в предоставлении государственной услуги по п. 36.3 данного регламента – наличие сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами по постановлению мирового судьи от 05 июля 2016 г.

Если обратить внимание на ст. 32.6 КоАП РФ, по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Представитель считает, что истцом должна быть пройдена процедура по сдаче ПДД РФ в Гостехнадзоре, поскольку он был лишен права управления транспортными средствами (на трактор). Просит отказать Смирнову С.Н. в удовлетворении иска.

Инспектор РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» Воронов А.Н., привлеченный судом в качестве административного соответчика, в судебное заседание не явился, находится в командировке за пределами Костромской области.

Заинтересованное лицо - старший госинспектор БДД РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» Евсиков В.И. с иском не согласился и пояснил, что Смирнову С.Н. отказано в допуске к экзамену ПДД РФ по причине его лишения права управления транспортными средствами в 2016 году. До настоящего времени он не выполнил обязанности по возврату водительского удостоверения. Для окончательного исполнения данного производства, Смирнов должен пройти определенную процедуру: сдать теоретический экзамен. Только после этого по базе проставляется 79 этап «окончание решения специального права», после чего будет допущен к экзамену на право управления категории В.

Также представитель пояснил, что у Смирнова С.Н. действительно имеется по базе двойник, но отказа именно по данному основанию не было.

Представитель заинтересованного лица – инспекции Гостехнадзора по Антроповскому муниципальному району, Галичскому муниципальному району и городскому округу город Галич Хитров Д.А. оставляет разрешение спора на усмотрение суда и пояснил, что Смирнов С. Н. во исполнение постановления мирового судьи судебного участка №29 Галичского судебного района Костромской области от 05.07.2016 №5-253/2016 лишен водительских прав, удостоверение тракториста-машиниста ..... от 03.12.2009, действительно по 06.12.2019, категории «B,C,D.E,F». В инспекцию Гостехнадзора по Галичскому муниципальному району и городскому округу город Галич права не сдавал.

Согласно справки, выданной инспектором ГИБДД МО МВД России «Галичский» Е.А. Сизовой, в соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ, 07.07.2016 Смирнов С.Н. сдал удостоверение тракториста-машиниста АТ 242491 в отделение ГИБДД МО МВД России «Галичский». Срок лишения права управления закончился 16.01.2018.

05 апреля 2021 г. в адрес инспекции Гостехнадзора по Галичскому муниципальному району и городскому округу город Галич из ОГИБДД МО МВД России «Галичский» поступило удостоверение тракториста-машиниста ..... гражданина Смирнова С. Н., <дата> г.р., а также копия постановления мирового судьи и копия расписки Смирнова о сдаче водительских прав в ОГИБДД.

В настоящее время Смирнов С.Н. не выполнил обязанности по возврату удостоверения после лишения права управления на основании ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ.

В 2021 году Смирнов дважды пытался сдать правила дорожного движения для возврата водительских прав, однако экзамен не сдал, удостоверение не получал.

После того, как Смирнов С.Н. переехал на постоянное место жительства в <адрес>, он перенаправил его документы в инспекцию Гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому районам.

Представитель заинтересованного лица – инспекции Гостехнадзора по Солигаличскому и Чухломскому районам Олькин В.П. оставляет разрешение спора на усмотрение суда и пояснил, что в инспекцию обратился Смирнов С.Н. для возврата водительских прав на трактор, а именно - о предоставлении государственной услуги по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста. Однако в предоставлении данной услуги ему было отказано по причине того, что согласно сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения установлено действующее лишение права управления 10.06.2022 по 28.02.2024 сроком на 20 мес., на основании постановления №5-530-2801 2022 от 27.05.2022.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1).нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2). соблюдены ли сроки обращения в суд; 3).соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4).соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).

Исходя из ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

При рассмотрении дела установлено, что административный истец Смирнов С.Н. в период с 17 апреля 2023 г. по 17 июля 2023 г. прошел обучение в ОГБПОУ «Чухломский лесопромышленный техникум им. Ф.В. Чижова Костромской области».

17 июля 2023 г. Смирнову С.Н. выдано свидетельство о профессии водителя ..... (л.д.14).

09 августа 2023 г. административный истец обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» с заявлением ..... о выдаче водительского удостоверения в связи с окончанием прохождения соответствующего профессионального обучения водителей ТС категории «В» (л.д.16).

В этот же день государственным инспектором РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» Вороновым А.Н. административному истцу Смирнову С.Н. было отказано в допуске к экзамену и в приеме документов для предоставления государственной услуги на основании п. 36.3Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административному истцу Смирнову С.Н. отказано в допуске к экзамену, и в приеме документов для предоставления государственной услугина основании п. 36.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80, в связи с наличием сведений о лишении его права управления транспортными средствами по постановлению мирового судьи от 05 июля 2016 г.

Судом проверены основания для отказа государственным инспектором РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» Вороновым А.Н. в допуске Смирнова С.Н. к экзамену и в приеме документов для предоставления государственной услуги.

В соответствии с п.4 ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

Согласно пункту 2 указанной статьи проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 80 утвержден Административный регламентМинистерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее - Административный регламент).

В соответствии с п.36 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

Обращение по вопросам допуска к сдаче экзаменов заявителя, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения возраста, либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, либо не прошедшего в установленном порядке соответствующего профессионального обучения (в случае если указанные обстоятельства выявлены после приема заявления и документов, представление которых предусмотрено пунктом 28Административного регламента) (п.36.1);

Обращение по вопросам выдачи водительского удостоверения заявителя, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона о безопасности дорожного движения возраста, либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами (в случае если указанное обстоятельство выявлено после приема заявления и документа, предусмотренного подпунктом 28.5 пункта 28 Административного регламента), либо не сдавшего в установленных случаях соответствующие экзамены, предусмотренные пунктом 9Правил (п.36.2);

Наличие сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами (п.36.3);

Представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию (п.36.4);

Представление документов, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных) (п.36.5);

Обращение по вопросам выдачи российского национального и международного водительского удостоверения, обмена иностранного водительского удостоверения заявителя, которое ранее было лишено права управления транспортными средствами и не выполнило условия возврата водительского удостоверения, предусмотренные частью 4.1 статьи 32.6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (п.36.6);

Неуплата государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.36.7);

Наличие сведений об отсутствии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, в период прохождения кандидатом в водители профессионального обучения в этой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения - в случае проведения экзаменов (п.36.8).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №29 Галичского судебного района Костромской области мирового судьи судебного участка №28 Галичского судебного района Костромской области от 05.07.2016 административный истец Смирнов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа вразмере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. Данное постановление вступило в законную силу 16 июля 2016 г.

На момент совершения данного правонарушения Смирнов С.Н. имел только удостоверение тракториста-машиниста АТ242491 код 44.

В силу части 1 статьи 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

На основании части 1.1 статьи 32.7 КоАП РФ, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить обэтом в указанный орган в тот же срок.

Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», определена система органов Гостехнадзора. В нее входят государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственные инспекции городов и районов. Непосредственное осуществление государственного надзора возложено на государственных инженеров - инспекторов указанных государственных инспекций.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

Под самоходными машинами в Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из двух документов: удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), а также временным удостоверением на право управления самоходными машинами (п.3 Правил).

Судом установлено, что удостоверение тракториста-машиниста ..... от 03.12.2009, действительное до 06.12.2019, Смирнов С.Н. сдал 07.07.2016 в отделение ГИБДД МО МВД России «Галичский», что подтверждается справкой инспектора ГИБДД МО МВД России «Галичский» от 20.11.2023 (л.д.68).

Согласно сопроводительного письма ОГИБДД МО МВД России «Галичский» (л.д.69), 05.04.2021 данное удостоверение тракториста-машиниста направлено начальнику инспекции Гостехнадзора по Галичскому району Хитрову Д.А.

Как следует из карточки правонарушения (л.д.55-57), по вышеуказанному постановлению штраф Смирновым С.Н. уплачен. По этапу делопроизводства – течение срока лишения специального права (этап 78).

В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа (часть 2 статьи 4.6 КоАП РФ).

Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что по истечении срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами лицо не является лишенным права управления транспортными средствами. Вместе с тем следует учитывать, что частью 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены условия, выполнение которых необходимо для возврата ранее сданного удостоверения по истечении срока указанного административного наказания: проверка знаний Правил дорожного движения, уплата административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а также прохождение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 3.2 КоАП РФ, а также разделом II названного кодекса установлены виды административных наказаний за совершение административных правонарушений, к числу которых отнесено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях установлен разделом V КоАП РФ, где определено, что постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (часть 1 статьи 31.2 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 31.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 32.5 КоАП РФ постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

Частью 1 статьи 32.6 КоАП РФ установлено, что исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (часть 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 утверждены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.

На основании пункта 2 названных Правил, изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им Правил дорожного движения, при предъявлениипаспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах (пункт 3 Правил).

Пунктом 8 данных Правил установлено, что возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения, либо вином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, у которого были выявлены указанные противопоказания и ограничения, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения.В этом случае водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Проанализировав вышеперечисленные нормы права, суд считает, что срок назначенного Смирнову С.Н. административного наказания по постановлению мирового судьи от 05.07.2016 в виде лишения права управления транспортными средствами истек.

Однако, после отбытия наказания в виде лишения права управления транспортными средствами с соблюдением порядка, установленного ст.32.7 КоАП РФ, Смирнов С.Н. не выполнил условия, предусмотренные ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ, необходимые для возврата ранее сданного удостоверения тракториста-машиниста (машиниста).

Данное обстоятельство истцом Смирновым С.Н. не оспаривается, поскольку он несколько раз обращался в инспекцию Гостехнадзора с заявлением о получении государственной услуги по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), однако не сдал экзамен.

Доводы административного истца и его представителя Виноградова С.И. о лишении права управления транспортными средствами по постановлению мирового судьи судебного участка № 1 Ханты-Мансийского судебного района Хайты-Мансийского автономного округа – Югры от 2705.2022 некого «двойника» Смирнова С.Н. судом не принимаются, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому спору.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания действий государственного инспектора РЭГ ГИБДД МО МВД России «Г.» Воронова А.Н., выразившихся в не допуске Смирнова С.Н. до сдачи теоретического экзамена на знание ПДД РФ и в приеме документов для предоставления государственной услуги, незаконным не имеется. В удовлетворении административного иска Смирнова С.Н. к МО МВД России «Г.» о признании незаконными действий государственного инспектора, выразившихся в непринятии документов и допуске к экзамену ПДД РФ, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.218, 226, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░.» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 25 ░░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-549/2023 ~ М-507/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Сергей Николаевич
Ответчики
РЭГ ГИБДД МО МВД России "Галичский"
МО МВД России "Галичский"
Другие
Виноградов Сергей Иванович
Инспекция гостехнадзора по Солигаличскому району
Старший инспектор РЭГ ГИБДД МО МВД России "Галичский" Евсиков В.И.
Инспекция гостехнадзора по Галичскому району
Суд
Галичский районный суд Костромской области
Судья
Балашова Е.В.
Дело на сайте суда
galichsky--kst.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация административного искового заявления
15.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
05.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее