УИД: 76RS0014-01-2023-004648-18
дело № 2а-5416/2023
изготовлено 30.01.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
18 декабря 2023 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства имущественных отношений Ярославской области к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области Главного межрегионального управления ФССП России Моревой Виктории Игоревны, Главному межрегиональному управлению ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по ЯО ГМУ ФССП России Ломтева А.Б. от 03.07.2023 года возбуждено исполнительное производство № 25702/23/98076-ИП на основании исполнительного листа ФС 022382287 от 14.06.2023 г., выданного Кировским районный судом г. Ярославля в отношении должника: департамента имущественных и земельных отношений ЯО, предмет исполнения: обязать ДИЗО ЯО предоставить Смирновой С.С., на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв. метров.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по ЯО ГМУ ФССП России от 18.08.2023 г. с ДИЗО ЯО взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства ЯО от 21.06.2023 № 587-п «Об изменении структуры исполнительных органов Ярославской области» с 01.09.2023 года департамент имущественных и земельных отношений ЯО переименован в министерство имущественных отношений ЯО (далее - Министерство).
Министерство имущественных отношений ЯО обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству от 03.07.2023 г. № 25702/23/98076-ИП.
В административном исковом заявлении указано, что исполнение решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, является невозможным, так как исполнение судебного решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, которые при установлении исполнительского сбора в размере 50000 руб. не были учтены судебным приставом-исполнителем. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Морева В.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что передача полномочий по приобретению жилых помещений министерству строительства ЯО было учтено при вынесении решения суда, солидарных должников по исполнительному производству не имеется. Направление заявок на приобретение жилых помещений не является надлежавшим исполнением решения суда. Закупочные процедуры в 2023 г. должник не проводил, за предоставлением отсрочки не обращался.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения судебного пристава-исполнителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования Министерства подлежат удовлетворению частично.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 10.05.2023 года по гражданскому делу № 2-2323/2023, вступившим в законную силу 14.06.2023 года, на Министерство возложена обязанность предоставить Смирновой С.С., на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв. метров.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Часть 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по ЯО ГМУ ФССП России от 03.07.2023 г. в отношении должника Министерства возбуждено исполнительное производство № 25702/23/98076-ИП.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Постановление судебного пристава-исполнителя СОСП по ЯО ГМУ ФССП России области Моревой В.И. от 18.08.2023 г. о взыскании исполнительского сбора должником не оспаривается.
При этом должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Частью 7 ст. 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
С учетом положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, которая возникает в связи с правонарушением, совершенным должником в рамках исполнительного производства, при рассмотрении вопроса о возможности освобождения Министерства от уплаты исполнительского сбора необходимо принимать во внимание наличие (отсутствие) вины правонарушителя.
За период с 03.07.2023 г. по 18.08.2023 г. решение суда не было исполнено, что подтверждается материалами исполнительного производства, не оспаривается в административном иске Министерства.
Из материалов дела следует, что за указанный период какие-либо конкретные меры по исполнению указанного решения суда не принимались, аукционные мероприятия по закупке жилого помещения, которое могло быть предоставлено Смирновой С.С. не проводились, жилые помещения взыскателю не предлагались.
В материалах дела и исполнительного производства отсутствуют документы, подтверждающие направление в департамент (министерство) строительства Ярославской области заявки на приобретение жилого помещения непосредственно для Смирновой С.С., сроки исполнения такой заявки, причины неисполнения заявки в установленный срок.
С заявлением об отсрочке исполнения решения в течение срока для добровольного исполнения решения должник не обращался. Заявитель не ссылается на какие-либо обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствовали должнику в срок, установленный для добровольного исполнения решения, исполнить решение.
Изложенное указывает на отсутствие правовых основания для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая изложенное и доводы стороны административного истца относительно финансовых возможностей бюджета города, социальной направленности органа местного самоуправления суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства № 25702/23/98076-ИП от 03.07.2023 года, с 50000 рублей до 37500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 18.08.2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 25702/23/98076-░░ ░░ 37500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░