Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2145/2022 ~ М-1573/2022 от 04.05.2022

2а-2145/2022

24RS0002-01-2022-002401-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Е.А. Ирбеткиной,

с участием административного истца Михайлова В.Н.,

представителя административных ответчиков Н. А.И.,

при секретаре Ляховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Михайлова В. Н. к ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН Р. о признании действий и условий содержания незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Михайлов В.Н. обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю Шипицыну К.В. о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он содержится в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю в камере № 86 с 15.09.2021 и полагает, что условия его содержания являются бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство, поскольку санузел не соответствует нормам, не оборудован сливным бачком, постоянная подача воды (напор) отсутствует, из-за чего приходится набирать воду для унитаза в раковине. При этом в раковине также отсутствует постоянная подача воды и приходится ждать продолжительное время, чтобы воспользоваться туалетом. Сам унитаз шатается, перемотан скотчем, канализационный слив заделан монтажной пеной. Также стол для приема пищи в камере маленький, рассчитан на четыре койко-места, размером 80*60 см., за которым четыре взрослых не могут одновременное принимать пищу, из-за чего приходится есть по очереди остывающую пищу. Полагал, что степень и характер испытываемых им страданий в совокупности с их длительностью свидетельствует о бесчеловечном и унижающем его человеческое достоинство обращении со стороны администрации СИЗО, в связи с чем просил признать действия (бездействие) ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», выразившееся в нарушении условий его содержания с 15.09.2021, незаконным, взыскать с Российской Федерации с лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб. (л.д. 3-5).

    Определениями суда от 20.05.2022, 20.06.2022, 20.07.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России (л.д. 14,23,30).

В судебном заседании административный истец Михайлов В.Н., участвовавший в слушании посредством видеоконференцсвязи, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении, также пояснил суду, что содержался в ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю» до 13 мая 2022 года, затем был этапирован для отбывания наказания в исправительное учреждение. С момента его задержания в камере содержалось 4 человека, в марте-апреле 2022 года один человек убыл и в камере их осталось трое. При этом установленный в камере стол размером составлял 80*61 см, что он определил, измерив его спичечным коробком. За время пребывания в СИЗО он неоднократно писал жалобы Уполномоченному по правам человека в г. Красноярск и г. Москву, а также в Министерство здравоохранение по поводу качества питания, однако его жалобы не регистрировались. В то же время, с письменными жалобами на состояние санузла и размер стола он к администрации учреждения либо в надзорные органы не обращался, только устно сообщал об этом дежурным. За указанный им период он неоднократно доставлялся в ИВС МО МВД России «Ачинский», а также в суд, а один месяц находился в спецблоке, после снова был помещен в камеру № 86. Описываемое им состояние санузла в камере могли бы подтвердить содержавшиеся с ним в камере лица. Иных доказательств, подтверждающих изложенные обстоятельства, у него не имеется, так как с установленной камеры видеонаблюдения огороженный санузел не просматривается.

Представитель ответчиков ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России Назаренко А.И., действующая на основании доверенностей от 10.01.2022, 26.01.2022, 03.11.2020 соответственно (л.д. 37,64,65), по исковым требованиям возражала, поддержала доводы письменного отзыва, представленного в материалы дела (л.д. 42-43). Сообщила суду, что в период содержания Михайлова В.Н. количество размещенных в камере № 86 человек не превышало трех, при этом камера оборудована столом, размер которого соответствовал установленным Приказом ФСИН России № 407 от 27.07.2007 нормативам для четырехместной камеры – 800х610 мм. В свою очередь, камера № 86 оборудована санузлом с унитазом со сливным бачком, состояние которого является надлежащим, крепление клейкой лентой либо монтажной пеной у унитаза отсутствовало. За время нахождения в СИЗО-3 истец Михайлов В.Н. с жалобами на состояние оборудования камеры не обращался, таковые жалобы истца не зарегистрированы. В этой связи считала, что нарушения прав административного истца в связи с ненадлежащими условиями содержания учреждением допущено не было, а испытанные Михайловым В.Н. бытовые неудобства обусловлены привлечением его к уголовной ответственности за совершенное преступление с помещением в условия изоляции. Полагала, что оснований для взыскания в пользу Михайлова В.Н. денежной компенсации не имеется и просила в удовлетворении иска отказать.

Приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 16.03.2022 Шипицын К.В. освобожден от занимаемой должности начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 13).

Выслушав истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования Михайлова В.Н. неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2 - 4 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В пункте 14 указанного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

     Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Как следует из материалов дела, Михайлов В.Н. содержался в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 15.09.2021 года по 14.05.202 (л.д. 45) в камере № 86 с 21.11.2021 по 26.11.2021, с 16.02.2022 по 06.05.2022, что отражено в камерной карточке (л.д. 44).

Рассматривая требования Михайлова В.Н. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», суд исходит из того, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

Условия и порядок содержания в следственных изоляторах в заявленный административным истцом период регулировались Федеральным законом от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также ранее действовавшими Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N189 (далее – Правила внутреннего распорядка).

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, напольной чашей (унитазом).

За период содержания Михайлова В.Н. в камере № 86 количество содержащихся в камере не превышало 3 человека, и в камере № 86 перебоев с водоснабжением не наблюдалось, что подтверждается справками старшего инспектора ОРиН Кононюк П.С. (л.д. 50,51).

Вопреки доводам административного истца судом установлено, что санузел указанной камеры оборудован системой смывания.

Как следует из представленных фотографий, унитаз в камере № 86 оборудован сливным бачком, зафиксирован к полу, наличие скотча на унитазе и монтажной пены у канализационного слива судом не усматривается (л.д. 47).

К утверждениям административного истца Михайлова В.Н. о возможности подтверждения излагаемых им обстоятельств относительно состояния санузла и качества водоснабжения иными лицами, содержавшимися с ним в камере № 86, суд относится критически.

Кроме того, при нарушении своих прав Михайлов В.Н. не был лишен права и возможности подать жалобу, обращение на имя начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, однако, как установлено в судебном заседании со слов Михайлова В.Н., он с жалобами по данным вопросам не обращался, таковые в журнале учета предложений, заявления и жалоб № 1670 корпусного отделения № 3 ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю» не зарегистрированы (л.д.39-41).

Оценивая доводы истца относительно ненадлежащего размера стола, установленного в камере его содержания, суд приходит к следующим выводам.

Камеры в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН по Красноярскому краю оборудованы в соответствии каталогом "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утв. приказом ФСИН России от 27.07.2007 г. N 407, где предусмотрено, что размеры стола в камере, где содержатся осужденные, обвиняемые, подозреваемые в количестве 2 человек составляет: длина 800 мм, ширина 410 мм; на 4 человека - длина 800 мм, ширина 610 мм.

Размер стола в камере №86 СИЗО-3 имеет длину 800 мм. и ширину 610 мм (л.д. 46,48), что сообщено суду непосредственно истцом и подтверждено фотоснимками, выполненными ответчиком, тем самым стол соответствует установленным нормативам.

Таким образом, доводы Михайлова В.Н. об отсутствии сливного бачка в санузле камеры и постоянной подачи воды в унитаз, ненадлежащем креплении унитаза, а также ненадлежащем размере стола для приема пищи не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, суд приходит к выводу, что нарушения условий содержания истца в СИЗО в части несоответствия санузла и стола установленным нормам отсутствуют, как и отсутствуют безусловные основания для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В связи с этим, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает административные исковые требования Михайлова В.Н. к ФКУ «СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю», ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании действий и условий содержания незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.177-180, 227 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2145/2022 ~ М-1573/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлов Вячеслав Николаевич
Ответчики
ГУФСИН России по Красноярскому краю
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю
начальник ФКУ СИЗО -3 Щипицын К.В.
ФСИН России
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Ирбеткина Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Подготовка дела (собеседование)
20.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
03.06.2022Подготовка дела (собеседование)
20.06.2022Подготовка дела (собеседование)
20.06.2022Рассмотрение дела начато с начала
20.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
20.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Дело оформлено
03.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее